Мистика Приоратского дворца
Глава 11. Череп коровы на колу (символ Велеса) и шкура змеи, полощущаяся на шесте (символ Ящера) на языческих капищах по прошествии времён превратились во флюгер в виде змеи и стилизованные рога на крыше рыцарского замка…
Одно из самых уникальных архитектурных сооружений окрестностей  Петербурга – это Приоратский дворец в Гатчине. Остающийся незаслуженно  забытым по сравнению с известными дворцово-парковыми ансамблями той же  Гатчины, Петергофа, Ораниенбаума и других туристических мест современной  Ленобласти, Приорат изрядно отличается от них и своим обликом, и  назначением, и способом постройки. Но – обо всём по порядку.
Нашему  не слишком искушённому в истории и искусстве современнику Приоратский  дворец (он же Приоратский замок) может показаться похожим на известный  логотип компании Уолта Диснея, появляющийся в заставке перед фильмами.  Этот гатчинский дворец и вправду больше похож на сказочный,  романтический замок. Причём ландшафт, в котором находится здание: берега  заросшего кувшинками Чёрного озера, нетипичные для Ингерманландии холмы  и парк в английском стиле, – только добавляют таинственности этой  павловской задумке.
История создания дворца неразрывно связана с  именем российского императора Павла I (1754-1801), который в конце XVIII  века попытался возглавить сопротивление Европы левацким идеям  французских бунтовщиков. В начале 1797 года император-романтик  официально провозгласил создание в России Великого Приорства  Мальтийского Ордена, а в 1798-м, когда Наполеон захватил Мальту,  предоставил рыцарям убежище в Петербурге. Для этого и было задумано  сооружение особой гатчинской резиденции.
Интересно, что строить  Приорат (от франц. prieuré – небольшой монастырь) начали для принца  Конде, тогдашнего главы мальтийских рыцарей, а к сдаче замка монарху  (1799 год) приором фактически стал уже сам Павел.
Приоратский  замок выглядит абсолютно европейским зданием, но не в привычном для  дворцово-парковых ансамблей окрестностей Петербурга барочном стиле или  рококо, а, скорее, средневековым. Творение архитектора Н.А. Львова  подчёркнуто асимметрично: с любой точки обзора в нём не найти даже двух  одинаковых фасадов. Со стороны входа (ворот) он похож на необычную  каменную дачу за забором; с воды Чёрного озера – на форт; отдельные  постройки для прислуги выполнены в традиционном русском стиле.
В  целом Приорат представляет собой небольшой двухэтажный дом с готической  башенкой, одноэтажной пристройкой для собраний (Капеллой) и ещё целым  рядом вспомогательных сооружений, также весьма разных стилей.  Архитекторы отмечают, что в здании можно найти черты таких разных  направлений, как классицизм, романтизм, готика. Однако самым необычным  моментом в истории здания остаётся своеобразная технология его  постройки. Дело в том, что сделан он из… земли.
Точнее, разные  составляющие Приората сделаны из разных материалов, но сам дом  действительно землебитный. Сейчас один квадратный метр на стене в  интерьере главного здания специально оставлен незаштукатуренным – чтобы  посетители смогли лично убедиться: они находятся в доме из земли. К  слову, в Европе таких домов немало: например, в Исландии, где  исторически было мало деревьев, да и те были быстро вырублены  викингами-переселенцами, после чего древесину пришлось экономить. А вот  на территории современной России историческое землебитное здание всего  одно – это Приорат.
Историки называют конкретную стоимость  возведения землебитных стен дворца – 2 тысячи рублей (на конец XVIII в.  большие деньги). Но ими же подсчитано, что аналогичные каменные стены  стоили бы во много раз дороже – 25 тысяч. Помимо экономии средств,  технология землебита привлекала и гораздо большей скоростью  строительства: фактически строение было готово за три месяца (правда, не  считая дальнейших работ, отделки и интерьеров).
Органичность  вписанного в пейзаж Приоратского дворца объясняется не только задумкой  талантливого архитектора Львова, но и тем, что в строительстве  использовались материалы из близлежащих карьеров. Прежде всего, это  знаменитый пудостский камень (из деревни Пудость, изначально финские  Puutosti) – из него сделана подпорная стена. А также менее известный  парицкий камень (соответственно, добывавшийся в деревне Парицы,  Paaritsa) – из него сделана восьмигранная башня Приората. Кстати, сама  эта «вписанность» здания в пейзаж, необычная для европейской архитектуры  тех лет, напоминает финские дома и парки уже XX-XXI вв., органично  смотрящиеся в местной природе.
Основные же цвета замка – красный и  белый, главные в одеяниях мальтийских рыцарей ещё со времён Высокого  Средневековья. Нетипичные для традиционной ингерманландской архитектуры  белый цвет стен и красный цвет крыши не только напоминают о цвете плащей  госпитальеров, но и оттеняют естественные цвета башни и форта. Также  этот колор гармонировал с изначальным цветом песчаных дорожек вокруг  сооружения, цветом ворот в стене и других деталей ансамбля.
Вообще  дьявол, как известно, в деталях, и именно детали архитектуры  Приоратского замка несут определённые послания потомкам по сей день. Тем  более, если учесть, что архитектор Львов состоял в масонской ложе, а  инициатор строительства Павел I пусть и недолго, но на момент  строительства Приората фактически был «главным масоном» Европы и мира. 
А  если учесть, какое внимание вольные каменщики всегда уделяли знакам и  символам, становится ясным, отчего в асимметричном замке столько  неброских, но от этого не менее значимых деталей. Например, это знакомый  многим по фасадам петербургских церквей XIX в. треугольный знак  «лучезарной дельты», отчётливо читающийся в переплёте окон замковой  Капеллы (отметим, что при этом здание не задумывалось и никогда не  использовалось как храм). Или число столбов ограды замка – 41, также  знаковое для масонства (количество Великих лож в мире). Или  шестиконечные звёзды на шпилях сооружения. Или флюгер-змея, венчающий  башню замка.
Почти сразу после того, как Приоратский дворец был  сдан Павлу I, в нём состоялась торжественная церемония передачи трёх  важнейших христианских реликвий русскому царю. 12 (по новому стилю – 25)  октября 1799 года рыцари Мальтийского ордена передали императору  частицу древа Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу  св. Иоанна Крестителя. Напомним, ранее святыни хранились в  Константинополе, а после его падения перед турками вывезены на Родос.  Когда же турки добрались и до Родоса, реликвии оказались на Мальте. И  уже после захвата Мальты Наполеоном их удалось вывезти в Гатчину. К  слову, праздник Перенесения из Мальты в Гатчину части Креста Господня  православные отмечают в этот день до сих пор.
Эклектичность  Приоратского замка словно подчёркивает тот исторический период, когда он  был возведён на Чёрном озере. «Грань веков» – от позднего романтизма  XVIII-го до бурного XIX-го – как будто отражается на всём облике здания,  придавая ему таинственный и неповторимый вид. Гатчинский Приорат сам по  себе – отличный символ смены эпох в колесе трагической русской истории.
Дмитрий Витушкин, Юрий Шевчук, «Зеленый Крест»; по материалам книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области».