Найти

Мы не должны почивать на лаврах

3 апреля губернатор Ленобласти Александр Дрозденко выступил перед депутатами областного парламента с отчетом о финансово-экономических и социальных итогах 2014 года.

На внеочередном заседании Законодательного собрания Ленинградской области  губернатор Александр Дрозденко подвел итоги деятельности правительства за минувший год. По сути, это был разговор о тактике и стратегии действий. А результаты 2014-го стали для главы региона лишь отправной точкой для анализа ситуации на перспективу.  Ситуации неоднозначной и противоречивой в большинстве «зон ответственности»  всех уровней власти.

Как же так? Ленобласть по базовым экономическим показателям лидирует среди большинства субъектов страны, а губернатор заявляет, что хороший бюджет прошлого года не означает хорошую жизнь в году текущем. Более того, Александр Дрозденко не раз и не два в своей речи обращает внимание депутатов на системный характер недочетов исполнительной власти, на «узнаваемость» причин пробуксовки важнейших решений и замыслов.

Давайте разбираться. Ушедший год, мы все хорошо помним, был крайне сложным как для страны – регионов, так и для большинства простых россиян. Внешнеполитические факторы спровоцировали падение рубля, «заморозку» инвестиционных проектов, падение промышленного производства, инфляцию и обеднение населения. В сложившихся условиях Ленобласть в отличие от многих регионов не только выстояла, но показала незначительный, а по некоторым позициям и весомый, рост показателей.

Выросший на 12% оборот промышленных предприятий (более 1,6 трлн рублей) привел к значительному увеличению доходной части областного бюджета (на 16%). В частности, 2014-й год стал абсолютным рекордсменом в сфере жилищного строительства (было введено в эксплуатацию 1,79 млн кв. метров  жилья – рост 131% по сравнению с 2013-м).

Почти вдвое (с 76,3 до 136,3 млрд рублей) выросли объемы финансирования федеральных программ в Ленобласти. Грамотная, а по определению Минфина РФ, «умеренно-консервативная» бюджетная политика региона привела к тому, что у Ленобласти один из самых низких государственных долгов по итогам 2014 года среди субъектов страны (13%). В итоге – фактический профицит бюджета в 14 млрд рублей.

И все это на фоне положительных перемен в социальной сфере: самого низкого уровня безработицы в стране (0,38%), роста на 70% показателя эффективности трудоустройства жителей, открытия детсадов, реновации школ, развития молодежного спорта.

И если продолжать говорить о победах: мы первые в СЗФО завершили процедуру внедрения регионального инвестиционного стандарта, мы в лидерах рейтинга регионов по качеству ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Кстати, об этом инструменте эффективной проверки законопроектов сайт 47channel.ru подробно писал ранее.

Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях». Начнем с профицита бюджета. 14 млрд рублей «набежали» не только за счет увеличения доходов, но и в силу элементарного неисполнения расходной части бюджета. «Старая болезнь»: основное освоение выделенных из бюджета средств происходит в 4-м квартале года. В том же ряду: некачественная подготовка конкурсной документации, длительные сроки согласования документов, огрехи в подготовке проектов  - одним словом, волокита и непрофессионализм заказчиков (чиновников) и подрядчиков (бизнес-структур). Из 16 государственных программ, действующих на территории области, по 3-м уровень исполнения колебался от 81 до 88%. «Это программы «Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области», «Развитие автомобильных дорог в Ленинградской области», «Развитие культуры в Ленинградской области», – уточнил губернатор Александр Дрозденко.

Пойдем дальше. Бум в строительстве жилья – явление конечно хорошее, однако и в этом вопросе не обходится без «обратной стороны». Бизнес, которому давно стало тесно в мегаполисе, активно осваивает просторы области, но стремится делать это «малой кровью»: жилые дома – чем выше и больше, тем лучше, а вот инфраструктуру простроить – скорее нет, чем да. Вот и приходится главе региона в который раз заявлять: «Мы должны изменить подход к строительству жилья - перейти к комплексному освоению территорий. Это предполагает не только строительство жилья, но и создание комфортной окружающей среды, как то: наличие социальных объектов, парковок, детских площадок, спортивных объектов, озеленение и многого другого».

Вообще, в вопросах строительства бизнес ожидаемо стремится сократить финансовые издержки, а властные структуры (как на местах, так и в комитетах правительства) похоже этим не слишком озабочены. Иначе не нужно было бы губернатору эмоционально говорить о неразумных тратах на разработку «с нуля» проектов типовых зданий. «Мы должны ….прекратить практику постоянного нового проектирования по любому строительному объекту - будь это ФАП, поликлиника, школа, детский сад и так далее. И расходовать средства только на привязку этих проектов. Во-первых, это позволит нам сократить сроки реализации проектов. А во-вторых, это более эффективное использование бюджетных денег», - жестко отметил Александр Дрозденко.

Итог: смутное понимание целесообразности действий, «забюрокрачивание» процессов, «легкое» отношение к «чужим» деньгам присутствует в чиновничьей среде и изменить это могут разве что кадровые решения, о чем недвусмысленно заявил представителям законодательной власти глава региона. А как иначе? Ведь сейчас как раз то время, когда стратегические программы губернатора «Эффективный рубль» и «Программа 12» должны стать настольной книгой любого мало-мальски ответственного представителя областной, районной, городской или поселковой властей.

Кстати о власти 1-го и 2-го уровней, то есть – местной. Увы, еще очень много между ними, мягко говоря, недопонимания. А если честно, то порой «бодание» разноуровневых глав нивелирует все благие начинания как на уровне района, так и на уровне поселения. А если к распрям руководителей администраций прибавляется «собственная» позиция депутатов – история выходит совсем печальная. И вновь губернатор принужден убеждать, одергивать, вразумлять, словно малых детей: «Мы с вами обречены на сотрудничество, мы с вами обречены на решение совместных задач. Я не разделяю Ленинградскую область на правительство, муниципальные образования первого, второго уровня - мы одна команда - и наши достижения - это достижения общие, это достижения команды».

Эффективность действий - категория профессионализма, в наше непростое время, понятие не просто желательное, а можно сказать вынужденное. Иначе не сдюжим.

Более того, сегодня стратегия развития области требует просчета планов на значительно большее количество ходов вперед, выработку единой стратегии. Поэтому в правительстве региона принято решение объединить «Программу эффективного рубля» и «Программу 12» в одну, которая определит деятельность исполнительной власти на ближайшие 5 лет.

Главная цель, по словам губернатора, перевести количественные показатели в качество жизни населения. «Мы должны перестать быть чиновниками, должны стать людьми - такими же, как любой другой житель Ленинградской области - и на себе проверять, как решаются существующие в регионе проблемы - и в коммунальном хозяйстве, и в здравоохранении, и в социальной сфере, и во многом другом», - заявил Александр Дрозденко депутатам ЗакСа.

А то, что проблем в жизни областников, как объективного, так и субъективного характера, много – говорить не приходится. Стоит хотя бы отметить, что, несмотря на рост региональных показателей развития, реальные доходы населения по итогам прошлого года существенно уменьшились. По сути, это перечеркивает эйфорию от хороших экономических показателей и хорошего бюджета.

Поэтому  можно сказать, что «красной нитью» всего отчета губернатора стали его слова, обращенные к законодателям: «Мы не должны почивать на лаврах. Мы с вами должны понимать, что тот уровень бюджетной обеспеченности, которого достиг регион на одного жителя, должен быть не только сохранен в 2015 году, но и приумножен». Сделать это не просто, не сделать этого – преступно.

Александр Колобов
 

Лента новостей