Найти

Конкретный бюджет в условиях неопределенности

Проект бюджета Ленобласти на 2015 год прошел первое чтение в региональном парламенте. Главный финансовый документ предусматривает рост доходов в казну, снижение дефицита почти в 2 раза, но при этом сохраняет социальную направленность и ускоренные темпы реализации адресных программ. В ситуации макроэкономической нестабильности основные показатели проекта выглядят достаточно оптимистично.

Депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области 10 ноября приняли в 1-м чтении проект регионального бюджета на будущий год и на плановый период 2016-2017 годов.  Этому предшествовали и «нулевое» чтение, и – впервые –  публичные слушания с участием самих жителей. То есть исполнительная и законодательная власть по мере сил постарались сделать главный финансовый документ максимально открытым и прозрачным.

По каким же экономическим  правилам предлагается жить 47 региону страны в краткосрочной перспективе? Если коротко, то по принципу жесткой экономии. Оно и понятно, ведь, как подчеркивают разработчики проекта бюджета, существует целый букет внешних факторов, оказывающих негативное влияние на экономические перспективы области.

Главные из них: начало экономического кризиса, усложнение внешнеполитической ситуации,  рост процентных ставок на рынке заимствований, высокая степень неопределенности налоговой и бюджетной политики на федеральном уровне и неустойчивость цен на энергоносители. Все это заставляет правительство, как отметил вице-губернатор Ленобласти, председатель комитета финансов Роман Марков, «подходить к формированию бюджета с очень консервативными мерками».
Напрашивается вопрос: как макроэкономические показатели, колебания мировых цен на нефть и «прыгающие» курсы валют влияют на экономику отдельного субъекта? Ответ - напрямую.

Проанализируем лишь некоторые показатели: поступления от налога на прибыль в бюджет Ленобласти составляют 32,7 млрд рублей, от акцизов на нефтепродукты - 4,4 млрд рублей, а всего собственные доходы региона укладываются в сумму - 71 млрд рублей. Другими словами – половина доходов в региональную казну зависит от прибыльности компаний, работающих в области. Из них на долю предприятий нефтегазовой отрасли приходится 8,7 млрд рублей в виде налога на прибыль. Ухудшится макроэкономическая ситуация в стране и мире, следом упадет рентабельность крупных налогоплательщиков и доходов в бюджет станет меньше.

Еще один фактор неопределенности - объемы поддержки со стороны федерального бюджета. В настоящее время они имеют тенденцию к снижению или вовсе «туманны». Общая картина прояснится в конце текущего, начале следующего года, когда уже все регионы страны определятся с размером нехватки денег (дефицитом своих бюджетов) и федеральная власть так или иначе начнет «затыкать бюджетные дыры» в субъектах. Не факт, что достаточно благополучная по сравнению с окружающими Ленинградская область окажется «в начале очереди» на федеральные деньги.

Значит, есть риск, что часть трат, которые планируются исполнительной властью региона на повышение зарплат бюджетникам, строительство социальных объектов и так далее, и тому подобное, Москва не компенсирует.

В целом, по оценкам экспертов, 17% от собственных доходов – это «зона риска», с которой вынужден мириться бюджет Ленобласти. А значит, может, потерять.

Ситуация становится еще интереснее, если учесть, что исполнительная власть в лице комитета по финансам ориентирует на ограничение объемов государственного заимствования и как следствие поэтапное снижение дефицита бюджета. То есть депутатам рекомендовали одобрить тренд в экономике «меньше брать в долг». При всей позитивности мера эта вынужденная: неуклонно растут процентные ставки и заимствованные деньги значительно «дорожают» (2013 год - займы под 8%, сегодня – минимум 11%).

Если пустить этот вопрос на самотек, общая долговая нагрузка на региональную казну, утверждают финансисты, уже к 2016 году превысит 30 млрд рублей (более 40% от совокупных доходов бюджета) и 3 млрд рублей только на обслуживание долга. Напугав этими цифрами и себя, и депутатов, правительство региона уже в 2015 году надеется снизить объем заимствований почти в 2 раза, (с 15% в текущем году до 8% в следующем), а в денежном выражении сбить планку госдолга до 5,7 млрд рублей.  Вплоть до выхода на бездефицитный бюджет уже к 2018 году. Главный инструмент решения – должно качественно улучшиться межбюджетное взаимодействие (муниципальные образования научат, как собирать больше местных налогов).

Впрочем, хватит о грустном. Параметры прогноза социально-экономического развития Ленобласти на ближайший год достаточно оптимистичны:  правительство прогнозирует 2,4% роста физического объема регионального валового продукта. Объем доходов в казну составит 77,4 млрд рублей, а расходов - всего 83,1 млрд рублей. Плюс поэтапно сокращающийся дефицит.

И главное, несмотря на «демонизацию» макроэкономических предчувствий и настроений, наш бюджет позволит выполнить все социальные обязательства. Расходы на «социалку» не только не сокращают, но даже наращивают. Зарплаты работников бюджетной сферы рассчитывают повысить на 2% в апреле и в сентябре на 2,6%. Средняя заработная плата педагогов должна увеличиться на 9,6% (до 36 тысяч рублей), врачей – на 10,8% (до 49,3 тысяч рублей), работников культуры – на 21,3% (до 26,6 тысяч рублей).

Значительно увеличивается объем финансирования на реализацию основных госпрограмм. На первом месте традиционно «Современное образование» - 17,8 млрд рублей - это самая финансовоемкая программа. На втором месте «Здравоохранение» - 14,6 млрд рублей, на меры социальной поддержки намерены затратить 12,8 млрд рублей. И, далее, программы развития дорожной сети, сельского хозяйства, сферы ЖКХ….

Это говорит о том, что, несмотря на происки пессимистов, будут строиться больницы и медицинские центры, открываться новые школы и детские сады, прокладываться дороги и газопроводы…. и жизнь станет хоть немножечко лучше. Очень хочется верить.

А пока проект бюджета единогласно «перешагнул» первое депутатское чтение. Конечно, к нему еще много вопросов. Но, как считает председатель постоянной комиссии ЗакСа Ленобласти по бюджету и налогам Николай Пустотин:  «Думаю, значительной корректировки не будет. Мы планируем впервые принять бюджет уже в первой декаде декабря, чтобы перед новым годом с ним можно было уже начинать работать».

Александр Колобов

Лента новостей