Найти

Когда б в Вечашу приехали Вы к нам…

Николай Андреевич Римский-Корсаков на досуге писал стихи. Сам признавал, что «глупые и чрезвычайно плохие». Но это его забавляло. Поэтому время от времени близкие друзья композитора получали то короткие поэтические послания, то целые поэмы.

Вот, например, отчет о летнем путешествии по России в 1886 году:

Расскажу вам так, что ах!

Путешествие в стихах.

Подбираю рифмы скверно,

Описание зато верно.

Творческий человек всегда должен быть в тонусе. Какие бы делами он не был бы занят. А Римский-Корсаков, признанный лидер на музыкальном Олимпе России, успевал заниматься множеством проблем. Он обустраивал бесплатные школы для талантливых детей, дирижировал, преподавал, писал статьи и учебники, занимался с учениками. И сам учился много и постоянно. А поэтические упражнения, наверное, позволяли Николаю Андреевичу переключиться, чтобы потом сосредоточиться на главном – на музыке.

Римский-Корсаков всю жизнь искал собственный укромный уголок для творчества. Шумный Петербург для этого не годился. Однажды композитор признался: «Весною, живя по необходимости в городе, я положительно не в состоянии бываю равнодушно глядеть на зелень и даже, проходя мимо скверов, отворачиваюсь от нее, до того сильно влияет на меня сам вид зелени». Композитора, уроженца тишайшего Тихвина, тянуло в деревню, которую, как он сам подчеркивал, «я так страстно люблю».

Несколько лет все летние месяцы он проводил то в Тайцах, то в Шувалово, то в Лигово. Плодотворно. Но опять же, рядом шумел Петербург…

Потом внимание композитора привлекло имение Стелево под Лугой. Тут он обрел ту гармонию, к которой стремился: «Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало».

Тут и правда, можно было посвятить себя музыке целиком: «не видим ни одной знакомой души, с соседями не тянет знакомиться – это все какие-то глухие помещики».

А природа сама подсказывала образы и звуки. Композитор работал над «Снегурочкой». Он был влюблен в сюжет своей будущей оперы. И как его радовало единение его настроения с окружающим деревенским миром: «Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне кажется лешим или его жилищем, лес «Волчинец» - заповедным лесом, голая Копытецкая горка – Ярилиной горой, тройное эхо, слышимое с нашего балкона, – как бы голосами леших или других чудовищ».

И все-таки истинное место для отдохновения и творчества композитор обрел в Вечаше. Тогда это был Лужский уезд, сейчас – усадьба находится у самой границы Ленинградской и Псковской областей.

Здесь Римский-Корсаков провел лето 1894 года, потом 1904 и 1905 годов. В Вечаше композитор написал пять опер: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже». Ему нравилось все: и цветущая сирень, и яблоневые сады, и дом на пригорке, и озеро, в котором так хорошо было купаться ранним утром и перед закатом…

Своему близкому другу, поэту и либреттисту Владимиру Ивановичу Бельскому композитор писал:

Что было б хорошо, когда б в Вечашу

Приехали Вы к нам, на долю нашу

Взглянуть, послушать Царскую невесту…

И как было хорошо. Как землянично пахла земляника! Римский-Корсаков даже решился купить имение. На 64-м году жизни всемирно известный композитор, наконец, накопил деньги на собственный дом.

Рядом с Вечашей есть деревня Любенск, тут Николай Андреевич и облюбовал место для труда и отдыха. Дом был большой и неуклюжий, но удобный для всего большого семейства композитора. А главное, его окружала такая родная и любимая русская природа.

Римский-Корсаков был полон планов. Он работал над оперой «Золотой петушок». О чем сочинил сходу несколько строк:

Сочинять хочу не в шутку

«Золотого петуха»

Хи, хи, хи, да ха, ха, ха.

Но в России всегда было своеобразное отношение к гениям. Властям нравятся тихие, затюканные и робкие таланты. Римский-Корсаков к таким не относился. Он активно участвовал в жизни страны и бескомпромиссно высказывал свое мнение. Во время первой русской революции он даже уволился из консерватории в знак солидарности с бастующими студентами. Мэтр, профессор ушел из alma-mater ради мальчишек.

Ох, такие вещи не прощают. В мае 1908 года семья композитора переезжает в Любенск. Это первое лето на новом месте. А из Москвы приходит известие, что генерал-губернатор против постановки оперы «Золотой петушок», о чем известил цензуру. Не будет представления в Москве, запретят и в Санкт-Петербурге. Композитор переживает.

Его здоровье резко ухудшилось. Николай Андреевич даже не смог присутствовать на венчании своей дочери. В ночь на 8 июня (по новому стилю – на 21-е) во время сильного ливня и грозы композитора не стало.

Через год «Золотой петушок» триумфально был представлен сначала в Оперном театре Сергея Зимина в Москве, затем – в Большом. А через несколько лет последнюю оперу Римского-Корсакова увидели в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине…

Сейчас в Вечаше и Любенске мемориальный музей-заповедник Римского-Корсакова. Это очень милые музеи, с приветливыми отзывчивыми и искренне преданными своему делу сотрудниками. В Любенске экспозиция посвящена быту семьи и последним дням композитора, в Вечаше – его творчеству.

По традиции в годовщину смерти Николая Андреевича в музее-заповеднике открываются новые выставки и проходят концерты.

В субботу, 20 июня, в 12.00 в Любенске откроется выставка, посвященная 100-летию внучки Римского-Корсакова – Татьяне Владимировне. Свою долгую жизнь она посвятила пропаганде творчества своего великого деда. Благодаря и ее усилиям созданы музеи композитора в Тихвине, Санкт-Петербурге, Вечаше и Любенске.

А в Вечаше в этот же день пройдет концерт, посвященный памяти Н.А. Римского-Корсакова. Его дадут студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории, носящей имя великого композитора. Начало в 13.00. вход – свободный.

Анатолий Аграфенин

Лента новостей