Карету мне, карету...
2 этажа. 3 пристройки, больше 250 квадратных метров. Столько пространства занимает сегодня в Доме станционного смотрителя частная коллекция гужевого транспорта – одна из крупнейших в России.
Марина Чалапко, корреспондент:
- 2 этажа. 3 пристройки, больше 250 квадратных метров. Столько пространства занимает сегодня в Доме станционного смотрителя частная коллекция гужевого транспорта – одна из крупнейших в России. Чего здесь только нет – кареты из 19 века, английские кэбы времён Шерлока Холмса, сани, повозки и даже старинный тарантас. Всё это кинозвёзды. Коллекция Александра Ивахнов. Вот только одна загвоздка – экспонаты прибавляются, есть ещё что показать, только, правда, негде.
Ольга Коноплёва, главный хранитель музея "Дом станционного смотрителя":
- Музей "Дом станционного смотрителя" располагается в здании почтовой станции, и тема дороги - это непосредственно наша тема.
На чем путешествовали и как путешествовали больше двух сотен лет назад. Господа и дворянские особы. Здесь в холодном помещении, что, кстати, хорошо для экспонатов, можно увидеть и Россию, и Англию, и Францию. Как реплики, так и подлинные экипажи.
"По самым плохим дорогам, в самую распутицу предпочитали езду именно на тарантасе".
Выставка не новая. Тандем коллекционера и музея существует уже лет 7. Хотя таким необычным собирательством Александр Ивахнов занимается ещё дольше. За годы сотрудничества с кинематографистами накопились десятки 4-колёсных экземпляров и экспонатов на полозьях. Уникальные находки для музейщиков.
Ольга Коноплёва, главный хранитель музея "Дом станционного смотрителя":
- Эта выставка очень нравится мужчинам автомобилистам. Они даже залезают смотреть куда-то тормоза стояночные, они смотрят - как эти диски.
Сегодня в мастерской коллекционера очередная будущая кинозвезда – карета для фильма «Тобол» Игоря Зайцева, об истории освоения Сибири в петровские времена. Съёмки начнутся уже в этом году.
"Может, её просто подзагнуть немножко, не полностью, а вот так".
Александр Ивахнов, частный коллекционер:
- Карета - аналог той, что стоит в Пушкине в каретнике 1864 года, Англия, коронационная.
Сейчас очередь дошла до ходовой части. Карета тяжелая, а во время съемок её ещё и поставят на полозья. Мастеру предстоит укрепить все так, чтобы лошадь на ходу не вырвала детали, а экипаж не перевернулся.
Филипп Ивахнов, мастер-каретник:
- Нам надо всё это обварить, укрепить, потому что на любой кочке может дать слабину.
Эта карета после съёмок перейдет в дар Тобольскому краеведческому музею. Хотя, даже если бы не было таких контрактных условий, сделать её новым экспонатом в Выре, не получилось бы.
Александр Ивахнов, частный коллекционер:
- Мы сами построили этот музей, строили по частям, сначала построили 200 метров, основной кусок, потом экспонаты прибывают, прибывают. И мы начали достраивать. В итоге 500 квадратов достигли, но сейчас уже всё остановилось, расти больше некуда.
В итоге сегодня повозками и каретами заставлено всё. Коллекционер признается, пока кризис не дошел до кинематографа, были средства на то, чтобы наращивать площади на территории бывшей почтовой станции. Но ситуация изменилась.
Александра Носкова научный сотрудник музея "Дом станционного смотрителя":
- Есть идея создания на базе нашего музея целого конюшенного комплекса. Данный проект потребует и отдельного строительства конюшен, и дополнительных рабочих мест.
Идея понравилась и хозяину коллекции гужевого транспорта. Новое направление музея могло бы привлечь внимание и к выставочному пространству. Получилась бы вполне органичная история. Лошади, повозки, почтовая станция. Но всё это - только идея. Проект музейщиков существует пока только на бумаге. Тем временем, единственная в России такая масштабная выставка гужевого транспорта 18-19 веков может оказаться в тупике. Ставить новые экипажи уже некуда. И самая посещаемая в Выре экспозиция рискует окончательно превратиться в обыкновенный склад.
Марина Чалапко, Андрей Осин, Вадим Корнеенков, Последние известия, Выра, Санкт-Петербург