Найти

Как говорить с детьми об искусстве, когда ребенку 3 года, 6 лет или 14?

  1. 1. Как говорить с детьми об искусстве, когда ребенку 3 года, 6 лет или 14?

Как говорить с детьми об искусстве и с какого возраста водить ребенка в музей? Об этом и не только об этом ведущие подкаста « Недетский лепет о.. или НЛО» Наталья Костицина и Кирилл Манжула говорили с искусствоведом, куратором книжных магазинов Государственного Эрмитажа Олегом Черноусовым.

НЛО: Какие вопросы задают дети, например, после посещения Эрмитажа?

О.Ч.: Они задают удивительные вопросы, потому что у них незамутненный взгляд на вещи, у них нет багажа знаний, искусствоведческих или исторических, они воспринимают объект, предмет, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство просто таким, какое оно есть. Здесь очень важно в этот момент как раз и найти ответы на эти вопросы. И сейчас на большинство детских вопросов эти ответы есть. Взять совершенно замечательную серию книг, которая называется "Как говорить с детьми об искусстве". Их выпускает петербургское издательство "Арка". Это серия, в которую входит три книги: книга "Как говорить с детьми об искусстве", "Как говорить об искусстве ХХ века" и "Как говорить с детьми об искусстве стран Азии, Африки, Америки и Океании".

НЛО: К походу в музей необходимо готовиться? И с какого возраста водить детей в музеи?

О.Ч.:Я считаю, что можно с самого раннего возраста ходить с детьми в музеи. Но зачастую родители ведут ребенка, что называется, приобщиться к

искусству по причине плохой погоды: дождь пошел, тучи набежали. Или, вообще, делать нечего, а в кино мы уже сходили, на детскую площадку не пойти. Поэтому идем в музей.

НЛО: Или денег лишних нет, чтобы отправиться по магазинам.

О.Ч.: Верно, а детей в Эрмитаж бесплатно пускают, пойдемте в Эрмитаж. И ребенка в метель, дождь, слякоть тащат в этот Эрмитаж. И вот смотри, значит, это Рембрандт. И ребенок просто начинает ненавидеть музей с этого момента, он не может ничего воспринять. Нет, конечно же есть дети, которые даже продравшись через это все, приходят в музей, и они потрясены, они восхищены. Но, по большому счету, родитель должен понимать, что если ты идешь в музей с ребенком, будь добр, пойди туда как на праздник, в хороший день, подготовься к этому, почитай что-нибудь.

НЛО: Самое важное подготовиться к посещению музея.

О.Ч.: Да. И тогда это путешествие станет настоящим открытием и для родителя и для ребенка. Это будет такое счастье. А вторая история, которую очень важно помнить: разговаривайте с ребенком. Не знаете ответ на его вопрос, попробуйте с ним об этом поразмышлять. Сказать можно совершенно спокойно и смело, что я не знаю, но я думаю, что это могло бы значить вот это. И это тоже помогает, потому что самое главное, чтобы у вас с ребенком возник диалог. Потому что искусство- безграничная тема, в которой всегда есть вопросы. Они есть у детей, они есть у взрослых, они есть у специалистов, которые всю жизнь занимаются этим искусством, и это безгранично, как философия. Это бесконечная тема. И искусство провоцирует на разговор. И, в принципе, мне кажется, что поход в музей, поход на выставку или на какую-то картину отдельно сходить и посмотреть, это всегда должен быть разговор. И очень важно не переутомить ребенка, потому что есть определенное время восприятия. Не забывайте делать перерывы, не забывайте, что ребенок должен как бы немножко выдохнуть. Вот мы сейчас с вами говорили про книжку для родителей, а есть огромное количество детских книг.

НЛО: Какую детскую книгу стоит прочесть перед посещением Эрмитажа?

О.Ч.: "Путешествие по Эрмитажу. Царица тюльпанов". Эта книжка стала первым музейным комиксом в России. Вышла она в 2018 году. У него два автора: Варвара Помидор, художница и автор сценария этого комикса, и Дарья Гапова – замечательный совершенно автор, которая прописала все тексты в этой книге. Это человек, который прекрасно разбирается в теме детей, потому что она одна из основателей детских дней в музеях в Петербурге. Эта книга замечательно нарисована, она адресована детям возраста восьми, девяти, двенадцати лет. Это шутливая история про двух

подростков, которые теряются в музее, и с ними начинают происходить разные невероятные события.

НЛО: Они ходят по залам музея и изучают полотна?

О.Ч.: Они не изучают полотна. Они с ними взаимодействуют. Они попадают в волшебный мир Голландии XVII века и оказываются внутри произведений искусства. Они погружаются в мир Рембрандта, они проникают в саму суть вещей.

НЛО: Они становятся персонажами картин?

О.Ч.: Нет, они как бы у них в гостях оказываются. И персонажи этих картин рассказывают им какие-то особенные вещи. Например, какое значение цветок несет в этой картине, почему в Голландии XVII века тюльпан был настолько важен, что можно было дом купить за луковицу тюльпана, и какой смысл в этой бабочке на картине.

НЛО: Но картина "Возвращение блудного сына" Рембрандта еще непонятна им?

ОЧ.: Она, безусловно, играет огромную роль в этой книге и понятно почему. Заходя в зал Рембрандта, первое, что вы видите, это "Возвращение блудного сына". И надо сказать, что Варвара Помидор совершенно замечательным образом интерпретировала эту картину, вписала ее в свое повествование. Да, может быть ребенок не в курсе притчи о блудном сыне и всех этих особенностей голландской живописи, но благодаря этой книге он начинает это потихонечку понимать. И, вообще, дети очень восприимчивы и видят зачастую то, что не видят взрослые.

НЛО: А именно?

О.Ч.: Они смотрят с другого ракурса. Ребенок ниже ростом, чем взрослый, и он смотрит на картину с другого ракурса. Это, кстати, один из советов в книге "Как говорить с детьми об искусстве": вы сядьте на корточки рядом с ребенком и посмотрите на картину с его точки зрения. И вы по-другому ее увидите. Или, наоборот, посадите ребенка на плечи, чтобы он увидел ее с вашей стороны. Он увидит что-то совершенно свое.

Полностью 30-минутный разговор с искусствоведом, куратором книжных магазинов Государственного Эрмитажа Олегом Черноусовым слушайте в подкасте "Недетский лепет о...или НЛО".

Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.

Лента новостей