Найти

Как Выборг стал местом сосредоточения шедевров архитектуры финского модерна?

  1. 1. Как Выборг стал местом сосредоточения шедевров архитектуры финского модерна?

Ленинградская область является местом сосредоточения множества архитектурных шедевров, в том числе удивительных памятников финского национального романтизма.

Выборг - не только город с единственным на территории России средневековым замком, но и место сосредоточения удивительных памятников финского национального романтизма. О городе, на фасаде домов которого можно увидеть не только привычных зверей и птиц, но и самых  экзотических, расскажет создатель авторских экскурсий, знаток северного модерна Игорь Воеводский.  

НЛО: Выборг считается, прежде всего, средневековым городом, когда Вы ходите  по нему, Вам Ланцелот где-то там не мерещится?

И.В.: Я бы сказал, что скорее всего нет, потому что, как правило, я бываю в Выборге начала ХХ века, в городе северного модерна. Для меня это столица северного модерна в Ленинградской области, но, безусловно, тени там ходят, и тени очень-очень яркие и известные.

НЛО: Выборг является ровесником многих европейских городов, не говоря уже о том, что он намного старше северной столицы.

И.В.: Он намного старше северной столицы, он действительно ровесник Стокгольма, он ровесник города Турку – шведское название Аbо, он ровесник Ландскроны, которая не состоялась, как город, потому что новгородцы ее разрушили. Вообще, XI-XII века безумно интересное время в истории Европы. Это как-то даже сложно себе представить, как в X-XI веках двигались по миру эти удивительные люди, которых мы называем варягами, а в Европе -викингами.  Те самые викинги, которые на своих быстроходных судах открывают Америку, которые доходят до Византийского государства и служат в личной охране императора - это, с одной стороны. С другой стороны, викинги, которые пришли в Нормандию, север Франции, заняли её и через 100 лет примерно превратились в Вильгельма-завоевателя, который стал королем Англии. Его ближайшие родственники становятся королями Сицилии. То есть, это какие-то вселенские передвижения, которые даже вот при сегодняшней технике,  сегодняшнем уровне транспорта, всякой инфраструктуры довольно велики, а как тогда на этих парусных судах? Понимаете, я к чему говорю, что это время, когда очень много было  всяких движений и Швеция уже формируется в государство. Уже, наконец, есть король и  один сменяет другого, иногда это кровавые совершенно события, когда сын убивает отца, отец сына или брат брата. В общем, вся средневековая история и на юге, и на севере одинаковая. У нас в России тоже было многое. Но в итоге всего этого в 1293 году на маленьком островке, на реке Вуокса, которая соединяет Финский залив и Ладожское озеро, заложили город Выборг.  Ладожское озеро - это путь в Неву и оттуда дальше в Волхов, и дальше это тот самый путь из варяг в греки. По Вуоксе ходили корабли в Ладогу. Они перестали туда ходить уже только в начале XX века, когда финны хотели изменить как бы направление движения воды и возник тот самый поток бурный, Лосевские пороги, и выход в Ладогу закрылся, он стал несудоходным. А для шведов, которые пришли во главе с Торгильсом Кнутссоном, это было место аналогичное Шлиссельбургу для Петра I. Это был замок, который закрывал вход в Финский залив для кораблей из Руси и открывал им доступ к передвижению на юг.

НЛО: Когда говорят о средневековом Выборге, то прежде всего подразумевают Выборгский замок?

И.В.: Ну, фактически да, если о средневековом. Потому что все остальное, тот замечательный исторический центр, о котором мы можем говорить сейчас, это уже XVI-XVII век. 

НЛО: Но уникальные здания архитектуры модерна относятся к тому периоду, когда Выборг уже был в составе Российской Империи.

И.В.: Да, но истоки надо искать в начале XIX века. Император Александр I подталкивает финнов к самосознанию, к самоопределению. В это время  открываются финские школы, финские театры, финские газеты начинают выходить. А на территории тогдашнего Великого княжества Финляндского говорили на трех языках - русском, финском и шведском. И спасибо Александру I, он сохранил для этой земли все три языка. Но в 1870 года при Александре III всё начинают запрещать. Закрываются школы на финском языке. Естественно, возникает резкая отрицательная реакция на это с одной стороны, а с другой стороны, это подстёгивает интерес к своему финскому национальному прошлому. И финны начинают изо всех сил изучать свою историю, свою архитектуру, свои сказки, фольклор и всё прочее. И ездят в Карелию, потому что историю финской архитектуры они видят именно в деревянном зодчестве, потому что всё остальное было шведской архитектурой. И тогда рождается новый стиль: "финский национальный романтизм". Они в него и вкладывают романтическое переосмысление той самой древней архитектуры.

НЛО: Как это отражается на домах , которые строятся в те времена в Выборге? 

И.В.: Например, выборгские дома также, как и дома в Хельсинки, буквально испещрены героями эпоса "Калевала" и животными родной северной природы. В Выборге на фасаде одного дома можно увидеть медведя, белок и птиц, на фасаде другого дома на Железнодорожной улице почти у самого вокзала мы видим  массу животных, там на фасаде целый зоопарк. Это дом "Хякли, Лаллукка и компании", построенный архитектором Алланом Шульманом, которого мы знаем по зданию Владимирского Пассажа на Владимирской площади в Петербурге.

НЛО: Лаллукка – это та самая семья меценатов в Выборге? Вдова Юхо Лаллукки Мария ведь завещала деньги городу, на которые потом было построено здание знаменитой библиотеки  финского архитектора Алвара Аалто?

И.В.: Совершенно верно. На эти деньги строилась библиотека Алвара Аалто, а в Хельсинки строился Дом для художников.  То есть, это действительно был большой меценат, владелец хорошей торговой фирмы, большой и успешной. 

НЛО: Какие-то знаковые имена финских архитекторов, строивших в Выборге, можно вспомнить?

И.В.: Архитектор Уно Ульберг. Напротив Выборгского замка есть замечательный дом компании Хакман, ее владелец был торговцем сахаром и кучей всего. Если стоять рядом с памятником Торгильсу Кнутссону, повернуться к нему спиной, прямо перед вами будет замок, а справа от вас будет проход к этому замечательному гранитному дому. Он весь целиком отделан гранитом, на нём есть дубовые ветки, сосновые ветки, на нём есть бараны и козлы, птицы и парусники. Это потрясающее здание. И это первая постройка Уно Ульберга. А последние его постройки - это автовокзал в Выборге и это здание архива, но это уже другой стиль, это финский функционализм. 

НЛО: Вы говорите о модерне и о его узнаваемых особенностях, но это то, что человек видит, когда идёт по улице, на внешнем фасаде. А как-то модерн влиял на внутреннее устройство дома?

И.В.: Архитекторы модерна проектируют, что называется, изнутри наружу. В эпоху эклектики, по сути, строился отдельно дом, отдельно к нему, как декорацию, прилепляли фасад. И, собственно говоря, отчасти так было в эпоху классицизма. И, если вы стоите, к примеру, на Марсовом поле в Петербурге и смотрите на казармы Павловского полка, бывшее здание "Ленэнерго" знаменитое, - то вы видите одинаковые виды окошек и вам в голову не приходит, что за некоторыми из них располагались конюшни, в некоторых из них были офицерские небольшие комнаты или огромные помещения, в которых может быть 50-100 солдат спали сразу. На постройках модерна, как правило, мы видим, что находится внутри. И, если по замыслу архитектора здесь нужно больше пространства, он свободно выдвигает наружу, делает большой эркер или ризалит, намного выступая вперёд. Или, если ему хочется сделать нишу, опять же делает нишу, потому что это нужно. И лестницу вы всегда увидите, если она выходит на фасад, вы увидите по размещению окошек вне этажей, вы поймете, что здесь лестница. Архитектура модерна, особенно северного, это очень большой комфорт для жителей. 

НЛО: Когда завершилась эпоха модерна в Выборге? Есть какие-то даты примерные?

Все очень просто, так же, как в Петербурге. Началась Первая мировая война, деньги на строительство кончились. Что-то достроили и всё встало. Дальше революция, гражданская война. И после некоторой паузы  начинается строительство уже в другом стиле - финского функционализма. 

Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.

Лента новостей