Поисковики исследуют берега Ладоги. Удастся ли найти захоронения погибших при крушении баржи в 41 году?
Новоладожский канал. Впереди - Ладога. Нашей экспедиции предстоит пройти по воде ещё сто километров. Потом будем обследовать побережье. Здесь недалёко от восточного берега 17 сентября 41-го во время шторма потерпела крушение Баржа - 752. На ней из блокадного Ленинграда эвакуировали курсантов военных училищ, а также гражданских женщин и детей. Погибло около тысячи человек. Их тела потом выносило на берег. Но до сих пор захоронения не найдены. Надежда на жителей окрестных деревень - и их воспоминания.
Георгий Данилов, соучредитель региональной организации «Остров Сухо»:
- «После входа в районе Северная Головешка баржа попала в шторм, начала разрушаться водой. И именно на эту территорию выбрасывало тела тех, кто утонул, кто оказался в воде… Мы надеемся, что там остались старожилы, которые если сами не видели, то могли слышать от более старшего поколения. Нас больше всего интересует вопрос захоронения тел, их должно было быть много, не могло быть мало. Их прибивало к берегу – какие-то отрывочные сведения мы слышали. Но вот где их хоронили»?
Неонилла Самухина, внучка военного врача Антонины Белянко-Ткаченко:
- «Они довольно долго держались, а потом большая волна развела их. Он только видел, как ее уносит. И вот эти ее глаза, когда она понимает, что все, их разносит водой».
Михаил Кисин, сын курсанта ВВМУ им. Дзержинского Вениамина Кисина:
- «Как только он попал в воду – он пошел ко дну и говорил, что эта сцена с Титаника – когда все тонут – у него стоит перед глазами с того дня».
Баржа 752. Советский «Титаник».
Об этой трагедии новый фильм режиссера Алексея Козлова. Ленинград. Первые дни блокады. Первокурсников военных училищ готовят к эвакуации. Выпускников отправляют на фронт. На этом фоне- история любви курсанта медучилища Кости и школьницы Насти. Девушку играет дочь актрисы Анастасии Мельниковой – Мария. Роль очень важная. Ведь гибель баржи 752 – это ещё и семейная история. Пассажиром рокового рейса едва не стал их отец и дедушка.
Анастасия Мельникова, заслуженная артистка России:
- «В сентябре сорок первого года их курс, первый курс привезли на берег Ладоги. Их загрузили первыми, но потом пришла какая -то телефонограмма, их сгрузили и загрузили другой курс. Больше я не знаю ничего не знаю».
Валерий Фенев, корреспондент:
- «Официальная и организованная эвакуация проводилась в двух километрах отсюда – с причала Осиновецкого маяка. Но 16 сентября 41 года баржу для курсантов подогнали сюда, на плохо оборудованный пирс. Фотографий судна под номером 752 не сохранилось. Но описание баржи можно найти в мемуарах выживших…».
Это было деревянное судно с надпалубной надстройкой. Около 60 метров в длину, метров 12 в ширину. Высота по борту - три с половиной метра. Шла она не быстрее 10 километров в час. И если учесть, что от Осиновца до Новой Ладоги 85 километров, весь путь мог занять около десяти часов. Шторм обрушился на баржу недалёко от острова Сухо. К тому моменту волна достигала уже более шести метров. Потом в мемуарах выжившие напишут- трагедия началась ещё на берегу. Так много было допущено ошибок при погрузке и отправке сотен людей на другой берег Ладоги.
8-е октября 1941 года. Из доклада полкового Комиссара Макшанчикова:
«Часов в 17-ть капитан I ранга тов. Авраамов даёт приказание приступить к погрузке наших людей… Отмечу, что предназначенная для нас баржа уже была частично загружена мелкими партиями людей от различных организаций… Тов. Авраамов заявил, что другой баржи не будет…Таким образом, на борту оказалось не менее 1100-1200 человек…».
Только 13 лет назад этот документ рассекретили. Рапорт, написанный три недели спустя после катастрофы на Ладоге. Донесение Макшанчикова позволило восстановить события того рокового дня и ответить на вопрос, что стало причиной трагедии.
Александр Войцеховский, советник директора музея «Дорога жизни»:
- «Когда ребята зашли на баржу, они заметили, что баржа не разгружена. В трюме большое количество дров, они штабелями лежат, двухметровые бревна, березовые. И большое количество бухтс кабелем…Погрузили пять машин с документами эстонского правительства. Три грузовых и две легковых. Документы сопровождали 4 офицера и 20 солдат с оружием».
Наталья Морозова, главный хранитель Новоладожского историко-краеведческого музея:
- «Многие гражданские названы как представители какой-то группы. Ремесленники, кто такие ремесленники? Потом взвод училища Жданова – об этом воинском контингенте ни одной строчки нет. И мы знаем, что эвакуировали представителей одного из прибалтийских правительств. Скорее всего, эстонского. Он взял, можно понять параметры баржи, четыре машины. Вот этот вишневый ягуар, это и есть авто представителя Эстонского правительства».
- «Поздновато случился этот поиск. Хотя бы пять лет назад. Еще бабули были живы, они могли рассказать».
Первая встреча с Галиной Константиновной, она из деревни Дубно, договорились заранее. Она с мужем отправляется на своем баркасе за продуктами в Новую Ладогу. Попросили помочь - порасспрашивать жителей окрестных деревень - может, знают, где хоронили пассажиров затонувшей баржи.
Галина Матвеева, житель деревни Дубно:
- «Старые люди, свидетели они умерли. Они нам рассказывали, напротив Орла, там окопы до сих пор нарыты, там войска наши стояли, что плавали там детские панамки, мешки с мукой. У Птинова плавали бескозырки. Мешки с мукой плавали, местные их брали. Это все, пожалуй, но чтобы людей хоронили. Якобы на Орле похоронили двух человек. Но это не точно».
Тогда мы не знали, что еще не раз услышим о мысе Орел и мешках с мукой, вынесенных на берег.
Название «Орёл» и в рапорте Макшанчикова. Совпадение- так назывался ещё и буксир, который тащил баржу по Ладоге.
8-е октября 1941 года. Из доклада полкового Комиссара Макшанчикова:
- «"Орёл", взяв нас на буксир, часа в 23 потащил через озеро. Сначала дул очень небольшой ветерок, который постепенно начал крепчать, а часам к 3-м усилился настолько, что баржа стала сильно изгибаться на волнах, и, видимо, оттого, что разошлись швы, дала течь…»
Известно, что капитан «Орла» Иван Ерофеев из- за шторма просил отложить выход в озеро, но ему отказали».
Александр Войцеховский, советник директора музея «Дорога жизни»:
- «Зная, что шторм продлится двое - трое суток, а на барже более 1500 тысяч человек, если их оставить на берегу, запретить выход,- то их надо будет кормить. Сам гарнизон Осиновецкого маяка жил только на том, что только доставили. То есть у них не хватало для своих работников. Может, понадеялись на русский авось, а вдруг проскочит».
Михаил Кисин, сын курсанта ВВМУ им. Дзержинского Вениамина Кисина:
- «Сам отец остался жив благодаря такому абсурдному обстоятельству, что он плавать не умел …Нырнул за ним его приятель, вытащил за шкирку на поверхность и прицепил его к большой коряге, которая лежала на поверхности. И поплыл спасать людей дальше – и утонул. Был какой - то большой плот, где посередине торчало бревно, типа мачты. Люди выбирались на этот плот и становились вокруг кольцами. И для того, чтобы не упасть, они друг к другу прижимались. И когда плот выловили, оказалось, что внешние кольца замерзли насмерть, но их теплом были согреты те, кто в середине. Те, кто был в середине, они были живы – их спасли».
Это остров Птинов. 15 километров от восточного берега Ладоги. Есть свидетельства, что туда выносило тела погибших. Идем по навигатору, вокруг острова множество отмелей – можно наскочить на камни. Ладога на удивление нынче спокойна. Хотя в октябре на озере как раз в разгаре сезон штормов.
Валерий Фенев, корреспондент:
- «Единственные сведения о захоронении жертв этой катастрофы относятся к сорок второму году. Якобы сюда на остров Птинов отправили специалистов в поисках гидрографического оборудования – оно также находилось на судне. Но военные нашли не только оборудование, но и тела погибших пассажиров. Сколько их было, кто они – неизвестно, никаких документов. Возможно это объясняется засекреченностью обстоятельств трагедии. Но тогда вопрос, загадка и даже тайна этой катастрофы. Кто все-таки для потомков оставил о ней напоминание»?
Андрей Блинов, соучредитель региональной организации «Остров Сухо»:
- «Видно, что выполнено не одним человеком. По характеру надписи, верхние строчки один размер, там более крупные – а внизу ужатые буквы. Специалисты говорят, что это сделано победитом. Времени это много занимает, и есть большие сомнения, что это сделано в сорок втором году».
Георгий Данилов, соучредитель региональной организации «Остров Сухо»:
- «Если бы надпись была сделана теми, кто захоранивал курсантов, то здесь, должно быть обозначение места. Возможная версия, что это было сделано после войны родственниками, которые знали, что здесь действительно происходили какие-то захоронения».
Этот камень - памятник поисковики обнаружили лет десять назад. Тогда же установили здесь крест и народный мемориал. Пытались найти захоронения. Проверили щупом окрестности, сделали шурфы. Никаких следов братских могил.
Выжившие в той катастрофе долгие годы вынуждены были молчать. Это потом станет известно, что буксир « Орел» до последнего не покидал место катастрофы. Его капитан Иван Ерофеев пытался спасти как можно больше людей. Его судно из-за перегруза по иллюминаторы уходит в воду. Но в итоге Ерофеев поднимает на борт 216 пассажиров баржи.
8-е октября 1941 года. Из доклада полкового Комиссара Макшанчикова:
- «Остальные, кто держался на поверхности воды, постепенно застывали и тонули, или погибали, спасая других. Все это( происходило) в пределах видимости канонерской лодки «Селемджа», но она наблюдала и не подходила. Перегруженный буксир «Орел» подошел к ней и угрозой оружия заставил капитана «Селемджи» идти спасать оставшихся. К сожалению, их было уже мало, и за 5 заходов к обломкам баржи «Селемджа» сняла только 24 человека».
Капитан буксира «Орел» умер в сорок девятом. Фотографии и бинокль – возможно, в него смотрел Иван Ерофеев в ту страшную ночь - вот и все семейные реликвии. Внучка Ерофеева, Марина Кузнецова, о подвиге своего деда не знала долгие годы.
Марина Кузнецова, внучка капитана буксира «Орел» Ивана Ерофеева:
- «Сказали, что после трагедии их в КГБ вызвали, весь состав буксира «Орел» и взяли подписку о неразглашении… Только в 2004 году все открыто было. Так раньше писали с 1985 года маленькие отрывки, что он кого-то спас, но то, что это была массовая гибель людей – не говорили».
Дубно - самая большая из здешних прибрежных деревень. Староста Виктор Шевардинов вспоминает - о войне его родители говорили мало. Но расспросы наши его не удивили. От старшего поколения он слышал о трагедии на Ладожском озере.
Виктор Шевардинов, староста деревни Дубно:
- «Морячков находили юных. Юнг каких-то. Здесь их к берегу прибивало. Местные собирали эти мешки. А потом приезжало НКВД, и матрасы вскрывали и все забирали. Кто себе муку набирал, так дорога была хорошая, на машинах приезжали, и нквдшники всех шерстили».
Подсказывает, навестить Музу Васильевну Волкову. Ей - восемьдесят девять. Идем к ней в надежде получить хоть какие - то сведения. Действительно, в сентябре сорок первого женщина еще оставалась в Дубно. В разговоре снова всплывает мыс Орёл, где якобы хоронили погибших.
Муза Волкова, житель деревни Дубно:
-«Да, на Орле хоронили. – На Орле хоронили? Кто?- А кто их знают, выловит и там зароют. ….И мука ржаная плыла, и морячки плыли. Тут много погибло… Пытались наши местные муку, а мука ржаная протечет, а там сухо внутри. Так солдаты приходили, штыками в картошке, в яслях. Везде искали».
У Неониллы Самухиной на барже погибла бабушка. В сорок первом она только закончила Военно-Медицинскую академию. На барже оказалась со вторым своим мужем, он выжил и перед отправкой на фронт принес горестную весть в Ленинград.
Неонилла Самухина, внучка военного врача Антонины Белянко-Ткаченко:
- «Я Тонечку, он Таточкой называл, я Таточку привязал ремнем к какому то обломку. И они довольно долго держались, а потом большая волна развела их. Он только видел, как ее уносит. И вот эти ее глаза, когда она понимает, что все, что их разносит водой. И он говорит, я не видел, как она утонула, я ее привязал, может быть, она и выжила».
Многие десятилетия Неонилла Самухина пыталась узнать обстоятельства гибели баржи. Но масштабы катастрофы осознала лишь после того как рассекретили документы. И тогда решила объединить родственников пассажиров баржи 752. Создала группу в социальных сетях. Сейчас в ней - больше ста человек.
Вот он мыс Орел, тот самый, о котором говорили нам местные жители. Песчаный пляж, сосновый лес буквально изрезан окопами, повсюду следы землянок. Навигатор показывает контуры населенного пункта, который когда- то здесь был. Но теперь расспросить уже некого.
Алексей Калмыков, участник экспедиции:
- «Скорее всего здесь было что-то населенное. Вот идет неровная линия, которую просто перенесли по старой памяти на эту карту. Вот сейчас покажу – картографическая линия. Что это означает? – Здесь дома были. То есть жилое- Возможно. Так раньше обозначали урочища, деревни старые и так далее. Просто ничего не остается. Только контур, где стояли дома».
Георгий Данилов, соучредитель региональной организации «Остров Сухо»:
- «Мы приходим к выводу, что выносило по всему побережью. Наверное, не массово, так сказать, разрозненно. По несколько тел. И люди именно здесь наблюдали мешки с мукой. Панамки. Мыс Орел, и буксир Орел. Вот оно как все совпадает».
8-е октября 1941 года. Из доклада полкового Комиссара Макшанчикова:
- «Если говорить о причинах столь тяжелой катастрофы, то можно отметить:
1. Была допущена чрезмерная перегрузка баржи. Может быть, если бы баржа не была так перегружена, то она бы и выдержала вышеуказанный шторм.
2. Допущен просчет при предсказании погоды.
3. Командир канонерской лодки «Селемджа» Антонов до преступности оказался осторожен, имея полную возможность оказать помощь».
Михаил Кисин, сын курсанта ВВМУ им. Дзержинского Вениамина Кисина:
- «В семидесятые годы папа отдыхал в одном пансионате, там было много ветеранов. И выяснилось, что один из присутствующих командир Селемджи, и папа с трудом себя сдержал, чтобы не полезть с кулаками на него. И папа сказал, что он удивился, а что, Вы живой? Нам сказали, что вас отдали под суд и расстреляли. Тот заулыбался и сказал, что сам видишь, живой».
Валерий Фенев, корреспондент:
- «К сегодняшнему дню удалось разыскать родственников всего десяти пассажиров баржи 752. Впрочем, на что можно было рассчитывать по прошествии стольких лет. Быть может в архивах хранятся еще какие то документы, но пока об обстоятельствах трагедии можно узнать из воспоминаний выживших, достоверность которых, правда, уже не подтвердить, не опровергнуть».
Наверняка, и в будущем фильме Алексея Козлова недостающие детали и факты будут восполнять художественный замыслом. . И совсем скоро дочь Актрисы Анастасии Мельниковой Мария поднимется на борт кинематографической баржи. И выживет ли она и ее возлюбленный, неизвестно. Режиссер судьбу своих главных героев держит в строжайшей тайне. История баржи 752- снова под грифом секретно.
Анастасия Мельникова, заслуженная артистка России:
- «Когда ты стоишь именно на этом месте и понимаешь, что вот отсюда она уходила. И вот вода и вот здесь. Машка молчала. А у меня было какое то идиотское состояние - подходят, просят интервью. А я не могу, потому что здесь папу сняли с баржи. Он выжил меня там, генетически все- таки что-то есть. У меня там возникло чувство вины – плачут люди, что их родные погибли. А мой - то папа остался жив»!
Поделиться статьей: