Найти

Активисты выступают против строительства УПК в Приморске: защита экологии или финансовый вопрос?

Многомиллиардный инвестиционный проект по строительству универсально-перегрузочного комплекса в Приморске (Выборгский район Ленобласти) вызвал ажиотаж среди пользователей Сети. По мнению активистов, УПК нанесет непоправимый ущерб экологии. Но, как считают эксперты, гораздо больший ущерб независимостью отечественного экспорта по Балтийскому морю будет нанесен экономике стран Прибалтики.

В Сети даже появилась петиция против строительства, которая начинается со слов "Всем неравнодушным к состоянию экологии Ленинградской области и Санкт-Петербурга". Документ был опубликован в начале прошлой недели и, вместе с сообщениями аналогичного содержания был размещен в социальных сетях и в СМИ.

Суть петиции – если допустить строительство УПК, то случится экологическая катастрофа.

Забота об экологии - или, как всегда, финансовый вопрос?

Коллеги из издания online47 решили разобраться, почему проект вызвал такой бурный ажиотаж, в основе которого – подсчет денег под прикрытием заботы об экологии.

Как сообщает издание, все дело – в доходах от русского транзита на Балтике. Когда УПК будет построен и выйдет на полную мощность, через Приморск будет проходить около 20% всего грузооборота Балтийского бассейна – уголь, минеральные удобрения, зерно.

При этом, комплекс в Приморске – лишь часть масштабной государственной стратегии по развитию морских портов. В настоящее время активные работы ведутся в Мурманске, Высоцке и Усть-Луге. Но внимание только к УПК в Приморске, по мнению online47 – "игра в русофобию" со стороны стран Прибалтики, которые в советское время считались "окном в Европу". СССР не было нужды развивать собственные порты на Балтике, когда все необходимое было у соседей. Отечественные грузы железнодорожными путями доставлялись к ним, а после морем уходили в пункт назначения.

После распада Советского Союза, страны Прибалтики стали придерживаться настороженной позиции касательно России, навязывая бывшему партнеру жесткие условия транзита, несмотря на обоюдную пользу: обслуживание грузового транзита вместе со всем сопутствующим предоставляет Латвии, Эстонии и Литве более 20% от совокупного ВВП.

К примеру, сообщает online47, за 11 месяцев прошлого года общие объемы перевалки грузов в Латвии составили 60,5 млн тонн, в Литве – 51 млн тонн, в Эстонии – 33,2 млн тонн.

После ввода в эксплуатацию, УПК в Приморске сможет забрать как минимум треть от общего объема прибалтийского транзита – выгодно для России, но обидно для стран Прибалтики. При этом, похожие расчеты в Усть-Луге выдают цифры еще большие: на данный момент грузооборот устьлужского порта превышает 75 млн тонн в год. В планах нарастить мощь до 170-180 тонн в год.

Согласно "Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года", устанавливаются жесткие рамки перевалки внешнеторговых грузов через соседние страны. Она не должна превышать 5% от общего объема российского морского экспорта. Приоритеты сместились с передела рынка, который был в 90-х, на целеустремленное развитие конкретно российской портовой инфраструктуры и перенаправлении грузопотоков. Строительство УПК в Приморске позволит перенаправить собственные грузопотоки из портов соседних стран, сообщила online47 эксперт и главный редактор медиа-группы "ПортНьюс" Надежда Малышева.

Только по предварительным прогнозам Минтранспорта Латвии, в случае перенаправления российского транзита соседняя республика ежегодно будет недополучать до 1,6 млн евро. К тому же, обновленные российские порты "перехватят" крупную долю экспорта из других дружественных стран – например, из Белоруссии и Китая.

Как считают эксперты, Прибалтике обиднее всего будет за китайский экспорт. А вот самому Китаю обеспечить транзит через Российские порты будет намного выгоднее: все же, Эстония, Латвия и Литва никак не граничат с Поднебесной. Пока Прибалтика занималась антироссийской риторикой, Россия и Китай уже договорились о сотрудничестве и "Великий морской шелковый путь" пройдет через российскую территорию. В плюсе окажется Ленинградская область в целом и Приморск – в частности. После введения в эксплуатацию УПК, развитие экономики региона должно пойти "в гору" благодаря появлению 3 500 новых высокооплачиваемых рабочих мест и увеличения пропускной способности внутренних ж/д путей сообщения.

Проект УПК в Приморске - уже на стадии финального согласования

Стоит отметить, что решение по многомиллиардному, политически и экономически важному проекту принимались на федеральном уровне.

Строительство УПК в Приморске согласовывается не на местном, и даже не на региональном уровне. Решение принимает федеральная власть. Оценивается важность проекта, логистика, прочие условия, как, например, по Приморску. Эту акваторию отличают естественные природные глубины. Тут нужно понимать, что работы по углублению дна не может вести ни один инвестор. За все, что на воде и под водой несет ответственность государство, как участник целого ряда соответствующих международных конвенций. И затраты на работы по углублению несет государство.

В Петербурге, где воды "по колено", это сложно и дорого. В Приморске даже без каких-то дополнительных работ могут проходить суда большей осадки, а значит, большей вместимости. Это значит, что грузов будет больше, а их себестоимость – меньше. Кроме того, в Приморской акватории скалистое дно, то есть здесь не нужно будет проводить работы по укреплению. Значит, расходы государства сокращаются еще больше.

Надежда Малышева, главный редактор медиа-группы "ПортНьюс"

Что важно – России больше не нужно будет делиться грузооборотом с прибалтийскими странами, причем – на чужих условиях. На своем транзите и на импортном отечественные порты будут зарабатывать сами.

Страны Прибалтики не готовы ежегодно терять миллиарды и, разумеется, выступают категорически "Против", прикрывая свои возмущения экологической темой. При этом, "экозащитники" стали набирать в свои ряды сочувствующих слишком поздно: проект УПК в Приморске находится на стадии финальных общественных слушаний и согласований.

Доводы "против" УПК в Приморске?

Из аргументов экозащитники приводят "слишком большое количество" поездов с углем и прочими грузами – при этом, те же объемы груза также перевозятся по железным дорогам Ленобласти, просто сейчас они направляются не в Приморск, а в Прибалтику.

Второй аргумент – наносимый вред окружающей среде. По мнению активистов, многочисленные сбросы с комплекса в Приморске навсегда погубят флору и фауну Балтики; как утверждают сами инициаторы проекта строительства порта – экономить на потенциально прибыльном УПК никто не собирается. Оборудование устанавливать планируется новое, современное и безопасное для экологии, словом, оборудован УПК будет по последнему слову техники, чистому и безопасному, отметил эксперт "ПортНьюс".

Еще один аргумент – сокращение численности краснокнижных растений, которые якобы будут уничтожены в процессе строительства. Такие же доводы приводились и против "Северного потока-2", который проходит по территории Кургальского заказника. Однако, во время строительства специалисты разработали технологию безопасного переноса растений из зоны строительства в более благоприятные места. Как отчитались экологи, все растения прижились на новом месте. Для верности краснокнижные растения проверили в Кургальском заказнике еще раз пару месяцев назад и подтвердили: все в норме.

Четвертый довод – редкий Белохвостый Орлан, который, считают активисты, будет вынужден переселяться. Но, как и в случае с "Северным Потоком-2", здесь будет применен разработанные зоологами подход к сохранению редкой фауны.

Между тем, в Сети продолжается масштабная информационная война против УПК в Приморске. Однако, считают эксперты, за всеми протестными акциями на самом деле стоят деньги.

 Не только по Приморску, но и по опыту масштабных строительных проектов в других регионах, за всеми протестными акциями так называемых экозащитников стоят четкие финансовые интересы. Обычно, активисты целенаправленно громко о себе заявляют, чтобы потом попытаться озвучить финансовые претензии, например плату за будущую лояльность. Или отрабатывают конкретный заказ.

Надежда Малышева, главный редактор медиа-группы "ПортНьюс"

Фото: Online47 

Реклама

Лента новостей