Найти

Руины на границе. Ивангород просит Минкульт спасти Парусинку. Федеральных чиновников приглашают на разрушенную мануфактуру барона Штиглица

Ленинградское время интересовалось судьбой комплекса зданий барона Штиглица в Ивангороде, так называемого района - Парусинка.

 Бывшая мануфактура стоит почти на границе - лицо региона и всей страны. Выглядит так. История затянувшаяся. Два года назад Парусинку признали вновь выявленным объектом культурного наследия.  Официально состояние объявили - неудовлетворительным. Собственно и все.  Памятником ни федерального, ни регионального значения  она до сих пор так и не не стала.

Евгений Чайковский, председатель комитета по культуре правительства ЛО: 
- Заказчиком Парусинки мы не выступаем. … Это все к министерству культуры. Мы занимаемся охраной. Но реставрацию мы не будем там делать. Это объект достаточно приличный. И простоит, когда дойдут до него руки. Там Минкульт само не поняло, кто выиграл у них там конкурс. Мы ситуацию знаем, но…Давайте я лучше про другое!...

От Минкульта как раз дождались ответа. Удалось выяснить, что Парусинка находится в оперативном управлении подведомственного ему - федерального «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Однако письмо, полученное оттуда, ясности в судьбу памятника не внесло. Очередная глава долгой бюрократической процедуры.

«После получения полного Комплекта документации Агентство планирует приступить к разработке концепции приспособления под современные условия и научно-проектной документации с учетом исторических сведений о памятнике».

 

Когда приезжают сюда с экскурсией, вы знаете, настолько стыдно – у вас война была? Все разрушено….

Их окна друг против друга. Два здания близнеца разделенные Нарвой, разделенные государственной границей. Над рекой клочьями ржавой арматуры провис когда-то внутризаводской пешеходный мост. А пограничные знаки и колючая проволока словно напоминают, общего будущего у них нет - только прошлое.

В этих улицах, в этой архитектуре кто-то приметит черты судоверфей Ливерпуля, кому то прямые линии и северный аскетизм напомнят о текстильных мануфактурах Шеффилда. Город в городе, построенный по образу и подобию английских предприятий позапрошлого века. Европейская Парусинка в средневековом русском Ивангороде. Детище барона Александра Людвиговича Штиглица.

ИРИНА АРЕФЬЕВА, ЛЕКТОР-ЭКСКУРСОВОД ИВАНГОРОДСКОГО МУЗЕЯ:

- На месте бывших деревянных фабрик он начинает строить по каркасно-стеновой технологии. То есть каменными. И заменяются дворовой тип фабрики на линейную структуру.

Льнопрядильный фабричный комплекс начали возводить в середине 19 века. Сперва обуздали строптивую Нарву, мощный поток воды на уступах приводил в движения паровые механизмы. Затем строят цеховые помещения и фабричный комплекс. Так на берегах Нарвы появляется крупнейшее в Российской империи льнопрядильное производство. Здесь делают ткань для всего парусного флота страны. Проект индивидуальный, подобного в России больше нет.

ВАЛЕРИЙ ФЕНЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

- Ровно полтора столетия назад Парусинка обретает тот самый внешний вид и ту самую планировку, которая почти дошла до наших дней. Венчает строительство возведение газгольдера и вот этой ротонды. Внутреннее убранство отнюдь не фабричное: изящные колонны поддерживают мощный свод. Возможно, из этих окон барон Штиглиц наблюдал, как работают его фабрики. Впоследствии здесь располагался клуб, затем ресторан. А потом ротонда брошена, оставаясь главными символом увядающей Парусинки.

- Хотя многие здания сохранились, в том числе район для рабочих, казармы. В последние годы район депрессивный. И конечно, мы утрачиваем последнее, что у нас есть.

Спуск по улице Текстильщиков, поворот на Суконную, кажется названия из прошлого. На эстонском берегу, производственная жизнь замерла лет как десять назад, на российском - она еще теплится.

Три минуты пятьдесят шесть секунд. Такая аптекарская точность во времени пути от дома до работы выработалась у Федора Ноздри за без малого полстолетия на мануфактурном производстве. Возможно, они последние в России, кто перерабатывают джут. Делают утеплитель. Но это крохи - всего один цех в памятнике архитектуры Штиглица и работают тут от силы 150 человек, раньше было в десять раз больше. Само здание, еще в конце восьмидесятых признали объектом культурного наследия. Но восстанавливать его некому.

 

ФЕДОР НОЗДРЯ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЛЬНО-ДЖУТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:

- К сожалению, не удалось договориться о том, что мы арендуем и платим определенную сумму. Чтобы эти деньги отправлять на ремонт фасада, кровель. Сейчас начинается тенденция, что мы можем на каких-то условиях ремонтировать – мы согласны. И мы будем делать это.

Статус мануфактурного наследия Штиглица - главный вопрос для его сохранения. Два года назад перечень объектов под охраной даже расширили. Но вот на сайте выявленных объектов культурного наследия Нарвской льноджутовой мануфактуре присвоен лишь индивидуальный номер. У минкульта нет сведений о дате строительства и авторах проекта, не составлен и паспорт объекта. Лишь состояние признано неудовлетворительным.

ВИКТОР КАРПЕНКО, ГЛАВА МО «ГОРОД ИВАНГОРОД»:

-В агентстве говорят, что данные памятники будут поставлены на баланс – они еще не поставлены. Естественно будет проведена инвентаризация. И в дальнейшем, будут предприняты какие то меры…Сейчас у Москвы нет какого то реально плана, что делать с Парусинкой? – На сегодняшний день я вижу так, что конкретного плана нет…Конкретного плана нет. И алгоритма решения этого вопроса мы, как руководство города, не видим.

- Вот это мой дедушка - мамин папа. Он мне двоюродный пра-пра-пра-дед.

Двоюродная прапраправнучка Александра Штиглица, похоже, единственная у кого этот алгоритм уже есть. В ее проектах – преображенная Парусинка. Променад на набережной Нарвы, пешеходные зоны, выставочный комплекс. И вроде, нет ничего невозможного. Вот и министерство культуры обнадеживает, в официальном письме едва ли не скорую реставрацию обещают. Сейчас ансамбль находится в ведении Федерального «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры».

ЕЛЕНА ШТИГЛИЦ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФОНДА «НАСЛЕДИЕ БАРОНА ШТИГЛИЦА»:

-Если говорить о министерстве культуры, то они, конечно, целиком это вряд ли осилят. Мы планируем все-таки федеральные средства по государственной целевой программе.

Так совпало, что Ивангород в этом году будет отмечать 525 лет, у мануфактуры Штиглица – свой юбилей, полтора века. И на берегах Нарвы под руководством Минкульта проведут совещание о судьбе объектов культурного наследия. Вопрос о Парусинке среди главных. Не исключено, что иного шанса на спасение мануфактурам Штиглица в ближайшее время не представится.

Валерий Фенев, Сергей Дедюро, Павел Орловский и Антон Пашукевич, Ленинградское время

Лента новостей