Найти

Без крестного хода. Пасхальные традиции в Пашозере. Как встретили праздник в деревне, где до ближайшего храма больше ста километров?

Есть в Ленобласти населенные пункты, где в церковь даже на Пасху не все ходят, потому что ближайший храм в десятках километров, пожилым не добраться.

Однако люди соблюдают традиции предков. Анастасии Щербаковой в Пашозере показали, как нужно печь особые булочки, символ того самого храма, который так далеко.

Анастасия Щербакова, корреспондент:

- От Петербурга до Пашозера – больше 300 км, до районного центра. Тихвина – сотня. Это граница Вепского края, место сплетения двух культур, объединенное одной общей православной традицией.

Валентина Иванова, житель д. Пашозеро:
- Пасху празднуют все, это самый важный праздник для любой культуры, самый важный праздник. Для всех православных , хоть они вепсы, русские, украинцы или из Узбекистана - это самый важный праздник. Я так считаю, да и все жители так считают.
Никто нам не ответил – то ли вепсская примета, то ли русская: но если солнце в Пасху, непременно нужно выйти на улицу, лучи должны переливаться. Но в это Христово воскресенье солнце Пашозеро обошло, поэтому все по домам.

Валентина Иванова, житель д. Пашозеро:
- Кулич печем один раз в год. Пироги пеку каждый день, но кулич это особенное. Это вкусно, это память, это общее, объединение.
Вот странно, когда все телевизоры страны учат печь кулич, тут в далекой деревне учитель истории Валентина Иванова едва ли не единственная, кто его готовит на Пасху. По всем канонам, для этого отводит накануне целый день.

Валентина Иванова, житель д. Пашозеро:

- Я нашла, обследуя наше поселение только один дом, Где пекут куличи. Я спросила бабушку: "А откуда вы знаете про куличи?" Она мне сказала: "Так мама моя пекла, вот и я пеку."
То есть это, конечно, на нашей территории было приемлемо, но не распространено.
Куличам в Пашозере предпочитают Паску. Не, не ту, традиционную, творожную. Тут это совсем другое - обычная, казалось бы, дрожжевая булочка.

Мы – вепсы. Я родом из Чугозера. Мы всю жизнь так: мама моя я , свекровь, все пекли так. Простое тесто, просто вот крестик делаем, как будто собор, церковь, храм.

Опять смешение культур: дрожжевую паску пекут в Пашозере и славяне и вепсы. Образ храма из теста в этих краях важнее любых других гастрономических символов Светлого Христова воскресения. Еда, впрочем, это дело не первое.

Надежда Яковлева, житель д. Пашозеро:
- В Христовый день раньше в деревне говорили: девица косу не плетет, нельзя работать было. И птичка гнездышка не въет. Грех, как говорили, отдыхали все…
Еще в 90-х было, как один мужик в Пашозере на Пасху завел трактор. Пожилые сразу сказали: "Не жилец". Так и случилось: цитата: «Помер сей же год». Может быть, и уберегся бы, если бы при нем была особая кукла, пасхальная.
Будем делать куклу "Пасху".

В местной школе всего 11 детей. В большинстве классов по одному ученику. И то, что пасхальную куклу пришли делать двое, это можно считать высокой посещаемостью. Кукла в красной рубахе, это символ пасхальной зорьки, и вместо лица крест - знак защиты. Но только эта кукла в Пашозере сейчас скорее просто сувенир, чем олицетворение глубины православной традиции празднования Пасхи.

Лидия Калинина, житель д. Пашозеро:
- Советская власть много, что изменила в в плане празднования и религии в целом. Сейчас мы уже не в той советской атмосфере, мы свободнее, конечно, но широкого празднования я не видела. В этих краях широко не празднуют.

У кого куличи, у кого паски , кто вепсы, кто славяне… Все верующие обязательно в святое Воскресение ставят свой пасхальный хлеб на Божницу - Так в деревне называют "Красный" угол. Еду в храме не освещают: своей церкви просто нет, а в Тихвин ехать далеко. Поэтому окропят Святой крещенской водой, а потом кто на вепсском, кто на русском перед иконой помолятся.


Анастасия Щербакова, Виктор Туров, Павел Орловский, Антон Пашукевич. Ленинградское время. Пашозеро, Тихвинский район

Реклама

Лента новостей