Найти

В Ленобласти появился "Шерстяной народ"

Под переливы гуслей, тихо напевая для настроения, в самом центре Петербурга в подвале старинной лютеранской церкви бабушки вяжут... но не просто носки и рукавицы, а новую историю угасающей шерстяной культуры коренных народов Ленинградском области. 

Ольга Конькова, руководитель проекта «Шерстяной народ»
Копируем старинные вещи. Будем передавать их в музеи этнографические, чтобы они составили основу коллекций современных, и будем передавать в музеи сельские, чтобы люди живущие в деревнях, которые были носителями этой культуры, вернулись к ней, увидели и сами захотели связать такое же.  

Мария Сузи, чья фамилия в переводе с финского звучит как Волкова и в чьих венах течёт ингерманландская кровь, родной язык не забыла, а вот когда впервые взяла в руки спицы - уже не вспомнит. Как ни как, почти век по земле ходит. 

Мария Сузи, мастерица проекта «Шерстяной народ»
Сил уже меньше чем раньше, когда молодая была. Я могла до полтретьего сидеть и вязать. Вяжешь-вяжешь, а вот это ещё надо. Один день сидела, думаю, отдохну. Не могу, что я буду вот так сидеть целый день… 

«Шерстяной народ» (так они сами себя называют) - это уже почти сотня бабушек из мегаполиса и областных городов и весей. Чтобы пополнять ряды приверженцев забытого ремесла почтенные волонтёры нередко «гастролируют» по региону с мастер-классами.   

Любовь Зосина, мастерица проекта «Шерстяной народ»
Вязать меня учила мама ещё в детстве, а этническим узорам здесь наш руководитель.  

Вожан осталось всего 64 человека, ижор - около 300, вепсов - 4 тысяч. Ещё немного и народов не станет, традиции же их давно существуют лишь на словах. В поисках старинных узоров и рисунков мастерицы штудируют книги и ходят по музеям. 

«Что вот некрасиво, рисунок?».

Вывязывать на белом - одна из особенностей шерстяной культуры ингерманландцев. Вот, к примеру, свадебные носочки. Но самое любимое сочетание цветов древних обитателей этих мест жёлто-сине-красное.    
    
«Даже в фольклоре ингерманландском отражено: жёлтый, как песок, синий, как море или небо, красный, как солнце. Видите, как идёт не обычной резинкой, как здесь, а сложным воланом - это тоже характерно для западной ингерманландии, западных районов Ленобласти».

Эльмира Низамова, корреспондент 
Орнаменты и цвета здесь особые, а вот техника исполнения хорошо знакома каждому. Хотя в будущем мастерицы планируют создавать свои шедевры и совершенно необычным способом, с помощью всего одной иголки. 

Впереди - год не покладая рук. Восемь коллекций, каждая из которых экспонатов по пятьдесят - для музеев, ещё одна - для передвижной выставки. Волонтёры хоть и в возрасте, но с Интернетом дружат - там и бросили клич о помощи. Шерсть нынче недешёвая, а планов не на одну корзину пряжи. 

Эльмира Низамова, Алексей Писарчук, Антон Пашукевич, «Последние известия», Санкт-Петербург    

Лента новостей