Найти

Рука помощи. Девятилетняя Маша осваивает бионический протез

Девятилетняя жительница деревни Вязикиничи Лодейнопольского района учится жить с первым отечественным бионическим протезом. У Маши врожденная аномалия руки, и всё, на что она могла  рассчитывать – это косметическая неподвижная кисть. Шанс  на полноценную жизнь девочка получила отчасти благодаря счастливому случаю, и этим шансом она обязательно воспользуется.

«Ты теперь его за нос можешь ущипнуть. - А за ухо могу? – Ой не надо».

Возможно, это видео девятилетняя Маша через много лет будет пересматривать с улыбкой. Так начинается её возвращение к полноценной жизни. Первый день дома, с новой  искусственной рукой.

Наталья Кузнецова, мать Маши Гайдуковой
Это первый бионический протез, который нам вручили в Новгороде. К нему предусмотрен чехол, похожий на кожу руки. Единственное, что он даёт сопротивление на пальчики. Так как Маша только привыкает, мы его пока сняли.

Всё произошло в буквальном смысле случайно. Наталья Кузнецова искала для дочки новый  косметический протез, а нашла объявление о начале испытаний бионического. Созвонилась с разработчиками, и  тут же получила ответ – приезжайте в Новгород. Вы станете частью научного эксперимента. 

Станислав Муравьёв, разработчик проекта
На коже размещаются электроды, которые считывают проходящий по мышце сигнал и передают его в систему управления протезом. И соответственно протез, исходя из сигнала, выполняет либо схват, либо раскрытие кисти.   

Так для Маши началась новая жизнь полная испытаний. Девочка теперь ежедневно меняет косметический протез на бионический. Каждое движение искусственными пальцами даётся с трудом. Мышцы предплечья пока слишком слабые и не всегда могут отправить импульс к роботизированной кисти.  

«Это - датчики, которые прикрепляются на руку. Здесь находим мышцы и прикрепляем их».

Маша приемная дочка в семье Кузнецовых. Как и её многочисленные братья и сестры. Под крышей дома в Вязикиничах живут пятнадцать детей. Некоторые с врожденными патологиями.   

«А я кто? А ты - Масик».

Рассчитывать на иностранный бионический протез Кузнецовы были попросту не в силах.  Неподъемная стоимость, дорогая эксплуатация. 

Сергей Кузнецов, отец Маши Гайдуковой
Импортные, конечно, нет, нет. Стоимость фантастическая. То, что мы видели по телевизору – протез стоил около 50 тысяч долларов. У женщину в руку был вживлен. Обычной семье из России такие вещи не потянуть. С нашими зарплатами.

Новгородские ученые сразу предупредили – их  разработка несовершенна. Её надо дорабатывать. Теперь с Машиной помощью. Каждое движение пальцами, каждый поворот кисти – всё это часть эксперимента.  

Наталья Кузнецова, мать Маши Гайдуковой
Когда будет одет чулок, он всё равно будет приближен к руке. Он будет похож на руку. И саму гильзу мы просили сделать под цвет кожи.

Раз в два месяца  Маше предстоят поездки к новгородским учёным. Все жалобы девочки будут учитывать. Сейчас семья просит изменить крепления и убрать провод, по которому идут импульсы.

Сергей Кузнецов, отец Маши Гайдуковой
Нам самим надо, чтобы она научилась, чтобы каждый день. У меня есть уверенность, что у неё получится. Она у нас девушка настойчивая, добивается своего всегда.

Если по итогам эксперимента первый отечественный бионический протез получит сертификат, это даст шанс тысячам инвалидов на полноценную жизнь. В том числе - и детям Кузнецовых. Которые внимательно следят, как их сестрёнка стремится обрести вторую руку.

Валерий Фенёв, Алексей Писарчук, Антон Пашукевич, «Последние известия», Лодейнопольский район

Реклама

Лента новостей