Найти

Эх, дороги! Бездорожье убивает деревни региона

Бездорожье уносит жизнь из деревень области. Круглый год некоторые отдаленные поселения остаются практически отрезанными от внешнего мира. 

Альберт Архангельский, житель д. Падрила
Я много раз на ней уже просто валялся в грязи, вам это нравится – мне это не нравится.

Нещадно изрезанный колдобинами участок дороги Шум-Падрила местные жители почтительно окрестили Невский проспект. 

"Это сейчас идеально. - Идеально? - Для нас идеально, смешно, но на самом деле - так".

Дальше, предупреждает Альберт Архангельский – будет хуже. 2 километра грунтовки еще в начале 90-х разбили лесовозы. Теперь на окрестные поля большегрузы тоннами свозят куриный навоз. 

"О, Россия – дороги, и кто еще там".

Жаркий воздух отравлен зловонием, то и дело нас атакуют тучи агрессивных мух. Стараясь не сорваться в глубокие лужи, кое-как мы продолжаем непростой путь.

Александр Громов, корреспондент
А эта почти заросшая травой просека, тоже когда-то была дорогой, а здесь колея – ну почти мне по колено и огромный земляной горб – последнее препятствие на пути в деревню, практически непроходимое, оно надежно защищает местных от всех благ цивилизации, ну, по крайней мере – "скорая" и пожарная сюда точно не проедут.

"Пока "скорую" вызываешь – ребенка уже не будет, тут надо все иметь – и шприцы и лекарства, но у нас противоядия нет, понимаете что".

Прямо перед нашим приездом на крыльце собственного дома Ольга зарубила гадюку. На этот раз женщине повезло. Впрочем, однажды, вспоминает дачница, она все же стала жертвой бедственного бездорожья.

Ольга Зарубина
У меня нога туда упала на полметра в колею, с велосипедом я упала и ребро сломала.

Морщины колдобин на старой дороге с годами, понятное дело, становятся только глубже.

Александр Громов, корреспондент
Вот он – первый километр – начало отсчета пути на большую землю, этот покосившийся и забытый всеми верстовой столб – кажется, последнее свидетельство того, что когда-то здесь была настоящая дорога.

Валентина Коновалова
Даже вот "Икарусы" приезжали, выстраивались в очередь, за клюквой люди приезжали.

Туристический бизнес завяз в непролазной грязи. В распутицу, сетуют местные жители, они и сами неделями становятся невыездными. 

Мутабар Сарветдинова, житель д. Падрила
Пешком мы идем, когда машина сломается. Иногда не едем в школу. - А сколько вы можете в школу не ходить из-за дороги? - Наверное, десять дней.

"Двух часов не прошло, а я уже дома.

У калитки Александра Архангельского дожидается супруга. После инсульта женщина едва ходит. Да и ездить здесь проблематично – разве что только на тракторе.  

Эльвира Архангельская, житель д. Падрила
Страшно, очень страшно, потому что такие колдобины, сейчас мы тоже застряли.

Эльвира Степановна родилась в партизанском отряде, ребенком всю войну ее муж провел в осажденном Ленинграде. На старости лет, шутят оба, они, как в детстве – оказались в глуши и практически в полной блокаде. 

Александр Громов, корреспондент
Чем хуже дорога – тем меньше становится в деревне людей – привычные обитатели бросают свои дома, впрочем, избы пустуют недолго, по словам местных жителей - однажды здесь поселился огромный медведь.

Пытаясь уберечь деревенскую дорогу от заезжих охотников, на окраине Падрилы Александр Архангельский смастерил шлагбаум. 

"Приезжайте, хорошие люди, всегда пожалуйста, оп".

Гатчинский район

Светлана Бочаева, житель д. Клетно
А если у человека случился инфаркт, с инфарктом человек идти не может.

Идти, превозмогая боль, все же придется. В Гатчинском районе река Оредеж отрезала от внешнего мира небольшую деревеньку Клетно.

"У меня с отцом был случай – он дошел сюда, "скорая" приехала, он дошел сюда и в машине умер, потому что он схватил инфаркт".

80-летней Валентине Бочаевой тоже пришлось вызывать врачей. Мучаясь от желудочных колик она нашла в себе силы добраться до спасительной "скорой".

Валентина Бочаева, житель д. Клетно
Ну чего, я пешочком полтора часа шла, наверное. - Больно было? - Конечно.

Попасть в деревню можно только переехав коварный брод. Без лоцмана, шутят местные – пучину не преодолеть.

"Вот - машина съезжает и вот таким вот "макаром", напрямую - никак.

Александр Громов, корреспондент
Запрещается выжигать сухую траву, бросать не потушенные спички и окурки, эти элементарные правила в деревне Клетно каждый должен знать, что называется - на зубок, ведь не раз доказано – случись что – пожарные сюда все равно не доедут.

За реку жители Клетно смотрят с завистью. Из ветшающих изб открывается красочный вид – тут и там растут белокаменные коттеджи.

Ольга Бочаева, житель д. Клетно
Уже устали таскать на себе мебель, материалы в дома, посмотрите - соседние деревни, где есть подъезд, какие шикарные дома стоят, что творится у нас.

Спасти деревню от изоляции, настаивают местные, могла бы дорога до Слудиц. А вот чиновники, напротив - почему-то уверены – дорога в Клетно никому не нужна.

Сергей Кононов, директор МКУ "Служба координации и развития коммунального хозяйства и строительства" Гатчинского района
Не настолько дорога востребована, чтобы относить ее к дорогам общего пользования, потому что зимой они по ней ездят за дровами, а летом ей не пользуются вообще.

Пока, объясняют эксперты, денег хватает лишь на поддержание уже существующих магистралей. Руки до оторванной от всего мира деревни, у дорожников дойдут не раньше, чем через два года. 

Александр Громов, Анатолий Талашкевич, Алексей Хюркес, Антон Пашукевич, «Последние Известия» Кировский и Гатчинский районы.

Лента новостей