Найти

По малоизвестным страницам истории Ленобласти

В год туризма – по малоизвестным страницам истории. Выборгский район запустил серию пресс-туров, чтобы познакомить жителей и гостей региона со своими «неоткрыточными» достопримечательностями.
   
«У нас сохранились фотографии старые, где дом был белого цвета и без этих колон».    

Сегодня Дом аптекаря - ярко-зелёное пятно среди серых построек. Пронести сквозь столетие свою аутентичность ему не удалось. Сначала здание было жилым, в Зимнюю войну - штабом Красной армии, а после здесь располагались Райисполком, Дом пионеров и Дом культуры.  

Эльмира Низамова, корреспондент
С этим зданием связано сразу несколько легенд. Одна из них объясняет официальное название - «Дом аптекаря». Говорят, мол, жил здесь человек, который изготавливал лекарства. Историки этот факт не подтверждают. Другая легенда ещё более интересная. 

Олег Захаров, краевед
У дома есть подвал каменный, сейчас он подсыпан. Суть легенды в том, что от него был подземный ход. Очень многие искали этот ход, но до сих пор найти его не удалось. Сейчас дом ждёт реставрации, возможно, в процессе мы это узнаем. 

Редкий для наших мест образец финского романтизма недавно признали памятником муниципального значения, посулив большое будущее в виде музея. Но пока на свой статус Дом не выглядит. Фундамент сыпется, а несущие балки грозят обвалиться, оставив под завалами два вековых камина.  

Эльмира Низамова, корреспондент 
А сейчас мы гуляем не по обычному лесу, по самому настоящему памятнику ЮНЕСКО. В 90-ом Линдуловскую рощу признали старейшей искусственно высаженной лиственной рощей в Европе. Чтобы увидеть макушки многовековых деревьев приходится запрокидывать голову. 

Олег Захаров, краевед
Эта роща была основана в 1738 году по приказу Петра I. Как мы знаем, в 18 веке идёт активное строительство флота российского, но проблема в том, что на флот не каждое дерево пойдёт, нужны особые сорта. Идеально подходили лиственница или архангельская сосна. 

Парадокс, но первые деревья для нужд корабелов здесь спилили лишь в начале 21 века. Единственный фрегат из старинных лиственниц построили к 300-летию Петербурга. Сегодня роща – заповедная зона с необычной флорой и фауной, яркие представители которой моллюски и рыбы семейства лососёвых.     
 
Эльмира Низамова, корреспондент 
Есть в Рощинском поселении и свой знаменитый кот, правда, бронзовый. Его создал финский скульптор по образу и подобию любимца поэтессы Эдит Седергран. Сегодня к усатому ежедневно приходят в гости, но не просто так – чтобы загадать желание, потерев ушки.  

Памятник коту Тотти  и кенотаф на обрыве у озера – единственное, что сегодня напоминает об именитой жительнице Райволы – так раньше называли Рощино. Само надгробие – неподлинное. Две войны уничтожили и могилу Эдит Седергран, и её дом.  

Татьяна Друзьяк, заведующая библиотечным отделом Рощинского центра культурного досуга 
Год спустя после рождения Эдит, в Петербурге разразилась холера. Девочку вывезли в Райволу. И с тех пор ежегодно она приезжала сюда. А после 1917 года они стали постоянно стали жить в Райволе, потому что все деньги семьи Седергран обесценились и они в одночасье стали бедными.  

В «летнем раю», как называла Райволу сама поэтесса, она и умерла… после долгой борьбы с туберкулёзом, оставив в наследство более двух сотен стихов.    

«Можем видеть скляницу, в которой находятся монеты, найденные при сооружении фундамента нового храма. Монеты дореволюционные».  

Металлические артефакты, эскиз архитектора Богомолова и фотография бывшей доминанты Райволы – всё это фрагменты большого пазла под названием «Храм Св. Николая Чудотворца». Его история началась в начале 19 века и едва не закончилась в середине 20-го.    

протоиерей Дионисий Холодов, настоятель храма Св. Николая Чудотворца
Утрачен он был в год Русско-финской войны. Каким образом это произошло, можно только догадываться. Можно предположить, что противником храм был уничтожен, может быть ввиду какого-то артиллерийского обстрела, а может быть непосредственно советскими войсками, чтобы исключить возможность пристрелки к посёлку.    

Пока храмовую библиотеку заполняют вещи из прошлого, за её окнами строят будущее. Вместо уникальной деревянной святыни по архивным чертежам возводят новую - каменную, значительно больше прежней, но все же такую знакомую старожилам. 

Эльмира Низамова, Павел Гашинов, Татьяна Константинова, «Последние известия», Выборгский район 

Реклама

Лента новостей