Найти

Печи русские и те, что для «новых русских»

Она согреет, спать уложит, но перед этим вкусно накормит.

"Я никогда не забуду вкус щей из крошева, со свининой из печки из русской".
 
Сердце деревенского дома и олицетворение русской души, которую не сломить.
 
"Нас уже обложили соломой! Может тоже хотели поджечь".
 
Почему богатые люди в старину предпочитали плясать не от русской печи?
 
"У каждого изразца есть свое принципиальное место. Это же целое архитектурное строение".
 
Как выглядит печь выборгского банкира и почему даже зажиточные использовали не все теплоисточники в доме?
 
"Если их топить все – такая гора дров нужна. Вдобавок два истопника, уборщица, два трубочиста, чтобы постоянно следили, чистили".
 
"Для русской-то надо выбирать поровнее, чтоб сучков не было".
 
Променять деревенскую жизнь на городскую уроженка Сланцевского района Ольга Истомина, пробовала. Ничего не вышло. Вслед за счастливым замужеством и переездом в Петербург пришла невыносимая тоска по отчиму дому. Чтобы вернуться Ольге даже пришлось развестись с супругом.
 
"Свой дом – это свой дом. Когда пахнет дровами. Слава Богу, мама и папа когда-то квартиру четырехкомнатную продали и захотели переехать".
 
Пока Ольга строила свое будущее в городе, здесь - в деревне - её отец возводил деревянный дом.
 
Ольга Истомина, житель д. Чудская Гора
У папы было требование, чтобы именно такая печка была. Можно было по-разному, вариантов много было, и печников на современные печи было много. 
 
"Когда ты ее уже натопил, угольки разгреб. На ночь мама всегда ставила. Ох, вкусно было".
 
В нынешнем году огонь в горниле Ольга разжигает впервые. Согревать домочадцев после этого печь будет еще много дней.
 
"Вот, в данный момент, сейчас, если протопим – она будет держать тепло, ну неделю точно".
 
Александр Иванов, корреспондент
Всем известно, что русская печь это еще и спальное место. Причем, на деле - точно могу сказать - это, наверное, самое комфортное место в доме. Стоило мне прилечь, и лень Емели из известной народной сказки, я для себя оправдал полностью и навсегда. Вставать отсюда действительно совсем не хочется. 
 
Рассказывать, почему каша из печи получается особенной, Ольга не любит. Это надо пробовать. 
 
После обеда у деревенской жительницы Ольги запланирована работа по хозяйству. Расслабиться вечером поможет печка.
 
Ольга Истомина, житель д. Чудская Гора
Очень приятно. Да, печку когда затопишь, и дом оживает. Ну, представьте – дела сделаны, зима, на улицу не выйдешь, печка топится, дрова трескаются. И жить охота!
 
В них уже никогда не будет огня и никого они не согреют. Одиноко стоящие русские печи деревни Большое Заречье, как символ страшных страниц в истории Ленинградской области.
 
Александр Иванов, корреспондент
На печки на эти не больно смотреть?
 
Надежда Макарова, житель д. Глумицы
Конечно, больно. Но я-то еще не соображала в то время. Орала, как все, ну, а взрослые - плакали. Все плакали.
 
Надежде Григорьевне 86. Родом она из Большого Заречья. В октябре 43-го нацистские каратели за неповиновение жителей выжгли всю деревню. Это почти двести домов.
 
Надежда Макарова, житель д. Глумицы
Там - в лесу - мы когда были, слышно было, как трещало. А мальчишки забирались на дерево и видели. Она что-то сгорела в один час, быстро очень.
 
Еще страшнее то, что происходило дальше. Фашисты не пощадили плененных стариков и детей. 66 человек из Большого Заречья привели в Глумицы, заперли в одном из домов и сожгли.
 
Восстанавливать деревню после войны так и не стали. Вместо островка жизни здесь теперь место скорби.
 
Жемчужина села Рождествено. Усадьба авторства неизвестного архитектора. До революции ею владели родственники Владимира Набокова, а потом и сам писатель. Усадьба с бальным залом – образчик жилища «новых русских» того времени. Огромные комнаты, много окон. Проблему холода здесь решали с помощью 26 печек. Каждая из них задавала стиль всему, что ее окружало.
 
Александр Сёмочкин, историк, краевед
Почему плясать от печки? Да потому что она - главный элемент. Вот она - белая - стоит у тебя в углу и всё. Ты уже темные или там - глуховатые - тона не подпустишь. Это будет торчать бельмом, и раздражать всех.
 
Создатель и бывший директор музея-усадьбы "Рождествено" Александр Сёмочкин восстанавливал дом после страшного пожара в 1995 году. Огнём были уничтожены и печи.
 
Екатерина Сёмочкина, главный хранитель фондов музея-усадьбы «Рождествено»
Поскольку проводилась такая полноценная, большая реставрация, нужно было чтобы были печи того времени, хотя бы рубежа веков XIX и XX. Поэтому так получилось, что были переданы печи из Петербурга из каких-то расселяемых домов.
 
Сегодня, как и столетия назад, все печи усадьбы готовы к работе. Но топят только некоторые. Слишком накладно. Есть мнение, что и тогда себе многого не позволяли.
 
Александр Сёмочкин, историк, краевед
Деньги считать умели и раньше, поэтому первый этаж зимой, как правило, вообще не эксплуатировался. Жизнь проходила на втором этаже. Ну а первый - по случаю, если праздник или событие.
 
Массивные русские печи в богатых домах не ставили. Свой статус подкрепляли изысканными изразцовыми. 
Мастера крупнейшей реставрационной компании трудятся над восстановлением стариной печи. 
 
Татьяна Иванова, реставратор
В свое время глазури стоили довольно много и часто печи встречаются не глазурованные, а терракотовые вот как эта. И в советское время, соответственно, жители города как хотели, так и красили.
 
Внутренняя конструкция еще ничего, а вот керамическая отделка за последнее столетие серьёзно пострадала.
 
Татьяна Иванова, реставратор
Нужно очистить краску, чтобы понять рельеф. Часто он забит. Бывает и по 10 слоев краски.
 
У специалистов по керамике свой собственный музей изразцовых печек. Многие приходилось восстанавливать после горе-реставраторов.
 
Светлана Баруткина, заместитель директора реставрационной компании 
На каких-то объектах, изразцы не просто перепутаны местами, а они просто даже вверх ногами стоят. Просто потому что человек не задумывался, что у каждого изразца есть свое принципиальное место. Это же целое архитектурное строение.
 
Посмотреть на интересный экземпляр одного из мастеров Гильдии печников и трубочистов Петербурга и Ленинградской области приглашают часто. На этот раз Андрея Роденкова позвали в Выборг. Здание банка Северных стран - при финнах, Городской суд - в современной России. От исторических интерьеров в доме на Пионерской улице остались лишь печи. Зато какие!
 
Андрей Роденков, член Совета мастеров Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Как раз - почему изразцовые печи пользовались большой популярностью, и сейчас их популярность опять возросла - что они наиболее долговечны. Примерно можно даже посчитать - ей, наверное, больше ста двадцати лет - облицовке этой печи.
 
С полувзгляда профессионал определяет доминирующую печь всего здания. Изразцы покрыты десятками цветных эмалей, общий стиль - неорококо. Главные финансовые вопросы банка точно решались в этом помещении.
 
Андрей Роденков, член Совета мастеров Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Если мы даже посмотрим на это угловое помещение с видом на центральную площадь Выборга, с другой стороны - вид на Лютеранский собор, то здесь, скорее всего, председателя правления банка или управляющего кабинет был.
 
Сегодня, покупая жилище дореволюционной постройки, многие пытаются избавиться от устаревших теплоисточников. Лишь единицы сохраняют их и продлевают жизнь печного наследия Ленинградской области.
 
Александр Иванов. Алексей Писарчук. Наталья Матиевская. "Последние известия" 

Лента новостей