Найти

В башне святого Олафа началась "великая перепись"

 Марина Чалапко, корреспондент

Фотография на память. Башню святого Олафа готовят к реставрации. Её закрывают на 2 года. Чтобы сохранить все сотни тысяч надписей, рисунков, автографов, которые за годы посетители оставили здесь на перилах, на куполе, на стенах, в музее-заповеднике начали беспрецедентный проект.
 
"По дороге сна. "Калинов мост". Какие молодцы, интеллектуалы". 
 
Кто был здесь, а кто, вопреки русскому языку, даже «здеся». У фотографа Павла Полякова – задача непростая, но интересная. 
 
"Мне вот эта надпись нравится: "Ничто не вечно, кроме духа".
 
Исследовать стены башни сантиметр за сантиметром он уже начал. И фиксировать каждый автограф, надпись и рисунок, чтобы сохранить в истории.
 
"Вот, очень хорошо. Вот, про себя. Мы оставили след. Я вижу".
 
Пройти всю башню, снизу  доверху, и подняться на смотровую площадку, можно и за 5 минут. Путь фотографа же со всеми остановками значительно увеличивается. Понадобится минимум неделя, чтобы запечатлеть все следы посетителей.
 
"Всё историчнее и историчнее. На самом деле, почему-то чем выше, тем оно старее получается".
"Вот 47-ой".
 
Надписи простые и философские, смешные и загадочные. Самые пока древние – 30-х годов, самые непонятные – из 50-х, когда замок находился в военном ведомстве. Организаторы проекта даже хотят найти бывших солдат, а возможно и авторов этих посланий, чьи батальоны и дивизии размещались здесь, на территории замка.
 
Наталья Сенаторова, специалист по связям с общественностью Выборгского музея-заповедника
Отберём самые такие вещи, которые "бомба", это с точки зрения истории, то есть это 30-е - 40-е годы. Отберём прекрасные надписи "Поганышев" и "Колбасок", каких-нибудь увековечиваний учебных заведений в виде "Гидрологов 2010 мы сюда вернемся".
 
Всё избранное станет материалом для фотовыставки. После того, как снимки обработают, систематизируют. Отдельно – географические точки, тут без преувеличения можно собрать не только всю Россию, отдельно профессии, отдельно признания. Из них можно сложить целые истории, и даже очень личные «Она только моя», пишет один. «И моя» добавляет уже кто-то другой. Целая жизнь. Трагедии и комедии. 
 
Павел Поляков, фотограф
Я так понимаю, что после того, как мы все это отреставрируем и замажем, это будет вновь полотном для новых поколений. Но вот эти надписи они все-таки должны остаться, должны быть каким-то образом изучены, исследованы и сохранены, хотя бы виртуально, в компьютере в электронных фотографиях, но,я думаю, это нужно сохранить и оставить.
 
Авторы проекта планируют привлечь к исследованию графической истории башни культурологов и антропологов. Не исключено, что найдутся и более древние надписи, когда реставраторы начнут снимать слой за слоем.
 
Зинаида Новосёлова, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника
Первые упоминания о том, что башня была побелена относятся к 1576 году, и с того времени её время от времени белили, как и все остальные помещения замковые.
 
Самый большой фронт работы – это как раз внутри башни. Отреставрируют стены, полностью  восстановят перекрытия, которых не было здесь с 16 века.  
 
А тем временем у фасада уже развернулись монтажные бригады. Считанные дни - и вся башня укроется в строительные леса.
 
Владимир Цой, директор Выборгского музея-заповедника 
Леса должны будут покрыть башню полностью, потому что будет производиться выченка стен, потому что это конкретно ручная работа, каждый квадратный сантиметр должен быть обследован, если необходимо, кирпич будет заменен, потом он должен быть оштукатурен, соответственно - леса полностью закроют башню.
 
Уже на следующей неделе башню святого Олафа закроют. У посетителей есть время до понедельника 13-го. Чтобы ещё раз окинуть взглядом Выборг и его окрестности с высоты почти в 50 метров и уступить место реставраторам. 
 
Марина Чалапко, Кирилл Титов, Игорь Шмураков, «Последние известия», Выборг

Лента новостей