«Жители должны знать мотивы и цели административных решений», -  Ю. Трусов

«Жители должны знать мотивы и цели административных решений», - Ю. Трусов

10 декабря 2014 года, 13:20

На вопросы корреспондента отвечает председатель Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов.

Юрий Васильевич, какие задачи стоят перед Общественной палатой Ленинградской области?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Общественная палата - это не властная структура. Одну треть ее состава назначает губернатор Ленинградской области, треть делегирует Законодательное Собрание и оставшуюся треть определяют общественные организации региона. При этом ни один из членов палаты не является представителем власти - это почетные граждане, видные общественные деятели, представители бизнес-сообщества.

Общественная палата не издает документов, обязательных к исполнению. По закону у нас нет такого права. В нашей компетенции принимать решения, которые носят рекомендательный характер: аналитические заключения, экспертные оценки. Но еще не было случая, чтобы какое-либо решение палаты осталось без отклика.

Если нас не устраивает ответ, мы пытаемся убеждать тот или иной орган власти, к которому мы обратились, в своей правоте. Или выслушиваем контраргументы и, убедившись в их основательности, соглашаемся с иной позицией.

Сегодня работа Общественной палаты не имеет четко очерченных границ. В палате созданы 9 профильных комиссий. При их формировании каждый член палаты выбирает то направление, которое ему близко по профессиональному опыту, склонности интересов и уровню подготовленности.

Например, комиссию по историческому, культурному и духовному наследию возглавляет профессор Анатолий Кирпичников, известнейший ученый-археолог. Комиссией по взаимодействию с органами местного самоуправления руководит Александра Бондарь. То есть, мы стараемся, чтобы в руководстве комиссий были знатоки своего дела.

Выходит, Общественной палата похожа по своей структуре на региональный парламент?

Есть отличия. Мы можем, конечно, по инициативе комиссии вынести вопрос для обсуждения всей палатой, но, как правило, комиссия проводит круглый стол или заседание и по факту дает рекомендации, которые я подписываю как председатель и направляю в соответствующие структуры власти. У нас нет необходимости утверждать всем составом те рекомендации, которые вырабатывает определенная  комиссия.

На пленарные заседания Общественной палаты выносятся лишь вопросы, требующие внимания и оценки всех членов. Например, 27 ноября было обсуждение вопроса организации общественного контроля в Ленобласти. Весной этого года были открытые слушания по ситуации на юго-востоке Украины и вопросу вхождения Крыма в состав РФ – вот это уже вопросы для обсуждения всей Общественной палаты.

Вы сказали, что палата, своего рода, «проводник» между властью и обществом. А как это осуществляется технически?

Ежегодно проводится много выездных заседаний комиссий. И даже пленарные заседания всей палаты зачастую организуются в районах. Это дает возможность самим жителям области участвовать в обсуждениях жизненно важных вопросов. Наши двери всегда открыты.

Кроме того, нам многие пишут, звонят, поднимают острые, порой болезненные вопросы. У нас много прямых контактов. Активная часть населения в регионе достаточно представительная, нельзя сказать, что областные жители равнодушны к инициативам властей.

Члены Общественной палаты получают зарплату или какие-то бонусы?

Нет и это правильно. Если члены палаты станут получать хоть какое-то вознаграждение за свою работу - наша структура перестанет быть общественной. Общественная палата даже не является юридическим лицом.

Но ведь для функционирования любой организации требуется аппарат, помещение, соответствующая техника.

С нами работают два сотрудника комитета по печати и связям с общественностью, которые решением правительства Ленобласти назначены обеспечивать деятельность нашей общественной структуры. В частности, они занимаются документооборотом.

Наше интервью приходится на конец года и, конечно, главный вопрос - как будем жить в 2015? Ваше мнение о региональном бюджете на будущий год?

С моей точки зрения, вариант, который был принят, наиболее оптимальный в текущей ситуации. Что будет дальше - покажет жизнь. У нас есть одна главная задача - обеспечить социально-экономическое развитие области. Да, мы можем спорить в частностях, в выборе инструментов и механизмов решения задач, но магистральное направление у нас одно. Поэтому сейчас в регионе, с моей точки зрения, создан конструктивный режим взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти с общественными структурами. И наша задача сохранить этот настрой.

В целом, ситуация примерно такая: возрастет значимость быстрого реагирования на изменения обстановки, а это тем легче, чем больше консолидированы власть и общество. Непопулярные решения должны быть прозрачными по целям и причинам. С усилением факторов риска придется искать компромисс между нужным и возможным. Я считаю, что исполнительная власть в нашем регионе способна быстро перестраиваться. В этом заслуга губернатора Ленинградской области.

Значит, многое будет зависеть от решений первых лиц исполнительной власти?

 Ответственность она всегда персональная. Я сторонник принципа демократического централизма: коллегиальность при принятии решения и персональная ответственность за его исполнение. Страна у нас такая, что вся ответственность всегда персонифицируется.

Общественная палата - аполитичная структура?

Вне политики быть невозможно, если понимать под этим термином благо страны и региона.

А если понимать политические, даже скорее партийные  пристрастия и антипатии?

Вот этого нет. У нас в палате никаких преимуществ какой-либо партии нет.  Я до сих пор не знаю и не интересуюсь, сколько в Общественной палате членов партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР  или партии «Справедливая Россия».

Что нового привносит жизнь в работу Общественной палаты Ленобласти?

Нам все время добавляют новые функции. В связи с этим, вероятно, количественный состав палаты нужно будет увеличивать. Понадобится собственный аппарат, а не выделенные правительством два сотрудника, потому что документооборот существенно возрастает. Сейчас работаем совместно с комиссией ЗакСа по законодательству над текстом регионального закона об общественном контроле, после этого, вероятно, будут инициированы поправки в закон об Общественной палате.

Мой последний вопрос – сугубо личный. Зачем Вам, деловому человеку, возглавлять общественную структуру?

Легко отказываться, когда в приказном порядке назначают. Гораздо тяжелее, когда тебя выбирают и говорят: «мы считаем, что именно Вы можете и должны возглавить такую структуру». Это интересная живая работа, нужная и обществу, и власти. Если выбравшие меня люди считают, что я справлюсь – я обязан работать.

В июне этого года президент России подписал закон «Об основах общественного контроля в РФ», согласно документу основная нагрузка  в организации и осуществлении контроля возлагается именно на Общественные палаты. 

Беседовал А. Колобов.