Скачать

В дворянской усадьбе барышни в народных костюмах закружились в танце

10 июля 2015 года, 21:20

Музей-усадьба «Приютино» стал центром русской народной культуры. Здесь открылась выставка, на которой представлены рукотворные украшения, куклы, одеяла, кружево, а главное, костюмы Новгородской, Архангельской, Вологодской губерний. Её авторы – мастерицы петербургской этношколы «Параскева». Они признаются, что посвятили свою экспозицию бывшему хозяину усадьбы, историку, археологу, художнику, а главное – коллекционеру русских древностей, в том числе и костюмов, Алексею Николаевичу Оленину. Собственно, рукодельницы и попробовали представить – как выглядела бы сегодня коллекция знаменитого собирателя и как она вжилась бы в эти стены, наполненные историей и судьбами великих людей искусства.

Ирина Тарасова, мастер русского народного костюма
Это очень необычный костюм, редкий. Если оранжевые костюмы из нашей коллекции уже более-менее известны, они есть в фотоальбомах, в экспозициях, то вот этот синий костюм - совершенно потрясающая находка наших руководителей, которые они сделали в фондах Великоустюгского музея-заповедника. Совершенно космический вид, и я захотела именно его повторить.
 
Этот удивительный нежно-васильковый сарафан начинался с самых простых белых ниток. Сложнее всего было, признается автор костюма, с помощью современных красок воссоздать неповторимый цвет. Как это делали мастерицы Великого Устюга несколько веков назад, оставалось только догадываться. Записочек, говорит рукодельница, на эту тему нам никто не оставил. Повторить традиционный крой, швы так, чтобы было как у подлинников – это целое искусство. Особенно, говорят мастера, воссоздать ту самую плотность материала и объем всего костюма. Со всеми традиционными особенностями.
 
Марина Макарова, руководитель этноклуба "Параскева"
Девичий костюм богат красками, цветом, орнаментом. Чем женщина становится старше, тем меньше количество узоров, орнаментов. Ну и второе отличие - девичий головной убор: это открытые волосы, а у женщины закрытые.
 
Каждая работа – результат длительных исследований, экспедиций по всей России, ну а затем - кропотливого и трудоемкого процесса ткачества, плетения, вышивания. Подсчитать сложно, но говорят, что нитки в своих работах рукодельницы измеряют сотнями километров. И относятся к своим костюмам не иначе как к детям, крайне бережно. Хотя, не отказывают себе в удовольствии, закружиться в танце. Так как это делали наши прабабушки. 
 
Автор: Марина Чалапко. Оператор: Андрей Осин