«Вечный огонь» у Ладоги

«Вечный огонь» у Ладоги

24 апреля 2015 года, 17:15

Удивительно, но факт: Ледовая трасса на легендарной Дороге жизни в 1942 году окончательно была закрыта только 24 апреля в 16.00.

Сегодня мы смотрим за окно. Признаться, погода не всегда радует, то дождь, то мокрый снег, то солнце прорвется… Но совершенно очевидно – зиме конец! В минувшие выходные проехал по Дороге жизни. Ладога крутит холодные волны, но льда уже не видно.

А в блокадном 1942-м все обстояло иначе. Грузовики по Ладоге шли, что называется, до последнего. Впрочем, дело не в погодных аномалиях той весны. Она не была чрезвычайно холодной, напротив, по свидетельствам очевидцев, 20 апреля в Ленинграде стояла небывалая жара – плюс 18,8 градуса.

По приказу Военного совета фронта с 21 апреля должно было прекратиться движение на Ладоге. Не просто движение, выход на лед категорически запрещался. Но в блокадном городе ждали хлеб. И в Ленинград шло и шло продовольствие.

Вот и 23 апреля 1942 года из Кобоны в сторону Ленинграда отправили груз 64 тонны лука. От восточного берега Ладоги 5 километров груз везли на машинах, затем перегрузили на повозки. А когда до конца пути оставалось не более километра, пришлось отказаться и от гужевого транспорта. Дальше люди лук несли на своих плечах...

Ледовая дорога проработала 152 дня. Она трудно создавалась. Ладогу штормило с начала осени, баржи тонули, их выбрасывало на берег. Дело в том, что еще при Петре Первом осознали коварный нрав самого большого в Европе озера и прорыли вдоль берега каналы – Староладожский, а затем и Новоладожский. По этим каналам и доставляли все грузы сначала в столицу империи, а затем и в Ленинград. Но гитлеровцы захватили южный берег Ладоги в первые месяцы войны. И неприспособленные для плавания в озере-море суденышки, вынуждены были бороться с ладожской волной.

А 15 ноября 1941 года, когда появился первый лед, навигацию пришлось полностью прекратить. Запас продуктов быстро таял. И 20 ноября в Ленинграде было проведено пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку теперь выдавали 250, а на все остальные — по 125 граммов хлеба в сутки. Эти трагические и легендарные 125 грамм…

Только 22 ноября 1941 года, когда лед более или менее устоялся, первые 60 грузовиков пошли в Кобону за хлебом для Ленинграда.

К декабрю транспортный конвейер по льду Ладоги окончательно наладился. И как результат – сообщение ленинградских газет от 25 декабря 1941 года:

«Давно уже в Ленинграде не было такой всеобщей радости. Повышены хлебные нормы! Рабочим прибавили по 100 граммов, и отныне они будут получать по 350 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям причитается не по 125 граммов, а по 200».

Сегодня трасса к Ладожскому озеру во всех картах и схемах официально обозначается как «Дорога жизни». И проезжая по ней, мы можем увидеть множество монументов, напоминающих о блокадной поре. Прежде всего, это 45 километровых столбов, отсчитывающих каждый отрезок этого героического пути, проходившего не только в любую погоду, но и под постоянным обстрелом врага и бомбардировками. Здесь много и знаковых памятников. «Цветок жизни», посвященный блокадным детям. «Балтийские крылья» и «Катюша» - в память о летчиках и зенитчиках, защищавших и небо над городом, и небо над трассой. Любопытно, что среди создателей памятника «Катюша» в 1966 году был и архитектор Лев Вячеславович Чулкевич, командовавший автоколонной, доставлявшей хлеб в осажденный Ленинград и вывозившей ленинградцев на «большую землю».

У Румболовской горы на постамент установлена отлитая в бронзе точная копия легендарной «полуторки». Эти небольшие по нынешним временам грузовички – 40 лошадиных сил, сегодня любая «малолитражка» мощнее – вывезли из блокадного более 1 миллиона 200 тысяч ленинградцев, а в город доставили миллионы тон грузов.

На 12 километре Дороги жизни можно увидеть, казалось бы, «не громкий», но очень важный мемориал. Здесь сохранен небольшой участок настоящей Дороги жизни, такой какой она была в годы войны – вросшая в землю брусчатка, по которой гремели тысячи «полуторок». И, кстати, этому тракту, судя по возрасту близлежащих деревень, более пяти веков!



И на Дороге жизни сохранились бесценные памятники прошлого. Один из них – усадьба Приютино. В годы войны в ней располагались службы близлежащего аэродрома. А когда-то усадьба принадлежала Алексею Николаевичу Оленину, первому в нашей истории директору российской Публичной библиотеки, президенту Академии художеств. Всесторонне образованный, он свободно владел десятью языками. При этом любопытно, что про Оленина ходила легенда, что именно он стал прообразом Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Якобы, получая образование дома, он пренебрегал учебой и к 18 годам оставался невеждою. Однако, посмотрев пьесу, взялся за ум и стал одним из самых выдающихся умов своего времени.



Так это или не так, но Алексей Николаевич имел огромную популярность, благодаря тому, что собирал вокруг себя талантливых и знаменитых поэтов, писателей, художников. В так называемый «оленинский кружок» в Приютино входили: А. Пушкин, И. Крылов, Н. Гнедич, А. Грибоедов, В. Жуковский, П. Вяземский, А. Мицкевич, М. Глинка, О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие.

Но как бы ни был велик основатель Публичной библиотеки, куда большую известность приобрела его младшая дочь – Анна. Прекрасно образованная красавица из отличной семьи была желанной невестой для многих. Но больше всего она приглянулась Пушкину. Однажды Анна спросила друга семьи Ивана Крылова: отчего женихи сторонятся ее? На что Крылов без обиняков сказал: Пушкина боятся!

Вскоре Пушкин сватался к Анне, но получил решительный отказ. Почему? Побывайте в усадьбе Приютино, где сегодня великолепный музей, и все узнаете сами. А той несостоявшейся любви, мы обязаны появлению великих пушкинских стихов: «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный…», «Не пой, красавица, при мне…». И знаменитого: «Я вас любил…».

Еще один прекрасный памятник на Дороге жизни – Ириновский дуб, возвышающийся в поле возле поселка Ириновка. В 2013 году он внесен в список «Деревья – памятники живой природы России». В этом списке всего чуть более сорока реликтовых деревьев в разных уголках нашей страны. Мощный дуб в диаметре имеет 6 метров. По одной из легенд под дубом любил размышлять М.И. Кутузов перед своей отправкой в армию во время Отечественной войны 1812 года. Впрочем, есть некоторые ученые считают, что этого не могло быть, поскольку дереву меньше 200 лет…

Впрочем, это не очень-то и важно. Пусть красивые легенды остаются легендами. Важно то, что красавец дуб выстоял, несмотря на все обстрелы и пожары Великой Отечественной, став еще одним символом мужества и стойкости защитников отечества.



Дорога жизни упирается в Ладожское озеро. Почти перед самой водой возвышается известный всей стране мемориал – «Разорванное кольцо». Год назад губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко принял решение зажечь в этом месте «вечный огонь», первый, кстати, в регионе. Сейчас можно увидеть, как активно здесь ведутся работы.

И в канун 70-летия Победы здесь вспыхнет пламя в память о подвиге и трагедии Ленинграда.

Алексей Бажанов