«У нас скучная, профессиональная, непростая работа» – С.Бебенин

«У нас скучная, профессиональная, непростая работа» – С.Бебенин

27 октября 2014 года, 10:57

Законы, которые принимают депутаты областного парламента, должны исполняться, а для этого они должны отражать реальные интересы широкого круга людей, – уверен председатель Законодательного Собрания Ленинградской области Сергей Бебенин.

– В этом году исполнилось 20 лет Законодательному Собранию Ленинградской области. На ваш взгляд, как качественно изменился региональный парламент? Что Вы считаете «приметами сегодняшнего дня» в работе депутатов?

– На мой взгляд, за эти годы окончательно сложилась система отбора региональных парламентариев и уже прошли те времена, когда в Законодательное Собрание могли прийти случайные люди. Сами избиратели ответственно относятся к выбору своих представителей. Тенденция последних лет – всё большая прозрачность избирательного процесса, труднее стало манипулировать мнением жителей, они стали грамотнее и осмотрительнее.

Да и в среде депутатов уже ценится не самопиар, а профессионализм. Чтобы за словами наших коллег стояло глубокое понимание вопроса и знание конкретных путей решения. Для меня главное требование – не нужно спекулировать на трудностях и проблемах. Их, безусловно, еще много в жизни региона, и там, где вопрос нельзя решить одномоментно, нужно действовать последовательно и поэтапно, а не давать заведомо невыполнимых обещаний.

Я всегда с уважением отношусь к тому, что было выработано за 20 лет парламентской деятельности в регионе, однако сама жизнь требует создания новых структур и новых форм депутатской работы. Например, в областном ЗакСобрании нет постоянной комиссии по вопросам межнациональных отношений, иммиграционных процессов, а в этом году многие регионы, в том числе и Ленобласть, столкнулись с проблемой беженцев с юго-востока Украины. Другими словами, сегодняшние депутаты должны более оперативно реагировать на изменение ситуации, адекватно подстраиваясь под веяния времени.

– В сентябре состоялись выборы в органы местного самоуправления. На места пришли новые люди, многие из них молодые и амбициозные. Однако не секрет, что эффективное решение многих вопросов требует централизованного администрирования. Как, на Ваш взгляд, найти «золотую середину» между стремлением к четкой вертикали власти и инициативой на местах?


– Прежде всего, отмечу, что в целом задача, которая ставилась – сделать выборный процесс максимально доступным и спокойным, – была выполнена. Явка избирателей, по сравнению с предыдущими выборами, выросла на 3%. По итогам голосования на местах произошло достаточно масштабное обновление депутатских составов. Самые опытные и успешные депутаты (44%) были переизбраны и больше половины (56%) мандатов получили новые и амбициозные представители. Это нормальный расклад, а если еще отметить, что 65% депутатов – это люди с высшим образованием, имеющие опыт и знание работы на местах – то ситуация, на мой взгляд, нормальная.

Я считаю, что сегодня нужно давать субъектам возможность строить свою систему управления. Вопросы, не затрагивающие жизнь всего региона, должны решаться на местах. Это касается и благоустройства конкретных территорий, и социальной сферы отдельно взятого поселения и т.д.

Другое дело, когда корень проблем кроется в неодинаковых социально-экономических характеристиках различных районов, сгладить дисбаланс между территориями, соблюсти равный или близкий стандарт жизни для жителей разных районов – это уже сфера деятельности региональной власти, как исполнительной, так и законодательной.

Задача и федерального, и регионального бюджетов – сделать так, чтобы муниципальная власть имела возможность сама определять круг полномочий, которые она будет в состоянии выполнять. Необходимо сделать так, чтобы каждый житель получал из консолидированного бюджета региона одинаковый набор медицинских, образовательных и социальных услуг.

Например, Подпорожский район расходует 1,5 млрд рублей, а «зарабатывает» 220 – 250 млн рублей. Губернатор А.Ю. Дрозденко выбрал правильный путь – выделения дополнительных финансовых средств муниципальным бюджетам из казны региона. В текущем году объем межбюджетных трансфертов составит 33 млрд рублей, в 2015 году запланировано увеличение до 34,2 млрд рублей, из них дотации – 2,3 млрд рублей, субсидии – 8,6 млрд рублей, субвенции – 22,1 млрд рублей.

Эти деньги направляются, в том числе, на обеспечение выполнения тех полномочий, которые сейчас есть у муниципальных образований.

Я считаю также правильным процесс пересмотра территориальных границ, административного устройства региона. Объединение богатых и малообеспеченных поселений, присоединение малых к большим – это поиск оптимального пути развития всех территорий области. Это приведет к тому, что стандарты жизни населения будут повсеместно обеспечиваться в полной мере.

– В весеннюю сессию 2014 года областные депутаты приняли более 50 законов. Какие направления парламентской деятельности являются главными в осеннюю сессию?

– Во-первых - это корректировка действующего бюджета. Необходимо, чтобы расходная часть региональной казны, то есть обязательства, взятые на себя правительством, были выполнены максимально близко к 100%. И деньги, которые по тем или иным причинам не могут быть полностью освоены до конца года, нужно вовремя направить на решение других насущных вопросов.

Еще одно приоритетное направление деятельности ЗакСа в осенний период – формирование областного бюджета на будущий год и на ближайшие два года. Хочу подчеркнуть: чем больше депутатов участвуют в этом процессе, чем шире круг экспертов, тем сбалансированнее будет главный финансовый документ региона. Наша задача, задача Законодательного Собрания Ленобласти – чтобы и муниципальные депутаты активно включались в эту работу.

– Региональный агропром. Что предлагает областной парламент для поддержки сельхозпроизводителей в условиях международных санкций и заявленного правительством России плана на импортозамещение?

– Вопрос продовольственной безопасности – это вопрос самого существования страны. Задолго до сегодняшней сложной политической и внешнеэкономической ситуации мы говорили, что следует ориентироваться на собственные силы, если речь идет о продукции массового потребления: молочной, мясной, растительной.

Если говорить о нашем регионе – то по этим направлениям мы уже давно превысили показатели производства советского времени и объемы финансирования сектора АПК из регионального бюджета с каждым годом увеличиваются. Депутатский корпус единодушно выступает за расширение мер поддержки областных сельхозпроизводителей, в том числе и мелких фермерских хозяйств.

На мой взгляд, нужно поддерживать районную спецификацию производства определенных видов сельхозпродукции с учетом того, что логистическая нагрузка достаточно невелика. Например, картофель, выращенный в Волосовском районе (традиционную культуру для этих мест), вполне рентабельно доставлять и в другие районы области. Активно развиваются и другие направления, такие как производство овощей закрытого грунта и выращивание рыбы.

Хороший симптом, что крупные иностранные компании размещают на территории региона свои предприятия, в том числе и сельхозперерабатывающие. Например, финская компания «Валио» расширяет объемы выпуска молочных продуктов в  Гатчине, используя качественное сырье местных производителей.

– Промышленная политика региона. В весеннюю сессию депутаты ЗакСа приняли законопроект о мерах по привлечению инвесторов в удаленные районы области. Это реально сработает?


– Это очень сложный вопрос, который нельзя решить только узким набором мер. Нужно подходить комплексно. Там, где возможно, реанимировать существовавшие промышленные предприятия.

Например, завод мостовых железобетонных конструкций в Подпорожском районе. Еще несколько лет назад предприятие балансировало на грани выживания. Сегодня его продукция крайне востребована, ведь в области активно ведется дорожное строительство. Более того, завод уже наработал пакет заказов из других регионов и перешел на двухсменный режим работы. При этом на предприятии отлажен не только производственный процесс, но и выстроена серьезная социальная инфраструктура для работников.

Конечно, мы никогда не сможем сделать так, чтобы крупный бизнес активно осваивал все территории удаленных районов. Зачастую, там требуется участие более мобильного малого и среднего предпринимателя, учитывающего специфику конкретного места, экологические преимущества, туристический потенциал и так далее. Поэтому очень важным является развитие технопарков и создание благоприятных условий (снижение налоговой нагрузки), благодаря которым малый предприниматель может реализовать свой проект. Мы уделяем большое внимание увеличению мер поддержки малого и среднего бизнеса, и это, безусловно, дает положительный эффект.

– Социальный блок законопроектов. В сегодняшних условиях, когда цены на энергоносители падают, доллар растет, а санкции продолжают оказывать негативное воздействие на экономику страны – не слишком ли большая роскошь для бюджета региона принимать все новые и новые социальные обязательства?

– Мы уже давно социально-ориентированный регион. Около 60% областного бюджета тратится на социальные нужды. С одной стороны, возможно, правильнее было бы затянуть пояса, в ближайшие 3 – 5 лет сделать упор на развитие региональной экономики, две трети бюджета вложить в перспективные проекты.

С другой стороны, и законодательная власть, и правительство не могут отмахнуться от нужд людей. Ведь каждый третий житель нашего региона - пенсионного возраста. Это нельзя сбрасывать со счетов, особенно сегодня, когда к экономическим факторам прибавилось и внешнеполитическое давление на страну. И если власть до сих пор оказывала малообеспеченным категориям населения определенный уровень поддержки, то сегодня мы просто не имеем права снижать его.

– Сергей Михайлович, с августа прошлого года вы возглавляете областное отделение партии «Единая Россия». В нашем регионе реализуются, по меньшей мере, 15 масштабных партийных проектов. Какой из них Вы считаете для себя, как депутата, наиважнейшим?


– Главное для любого проекта – его востребованность, нужность для широкого круга людей. Хочу отметить, что в нашем регионе успешно «пошел» проект «Школа – территория спорта». Наша цель – заинтересовать ребят, сформировать у них привычку к занятиям физкультурой и спортом. Ведь это даст им вполне конкретные бонусы здоровья в будущем. А «в здоровом теле – здоровый дух» и, значит, воспитание спортом – это  еще и выработка активной жизненной позиции, позиции человека и гражданина.

Если в моем детстве мы просто гоняли мяч по траве, сами делали хоккейные клюшки и цепляли коньки на валенки, то сегодня уже есть возможность и есть необходимость строить спортивные объекты, в перспективе – при каждой школе, не только в городах, но и в поселках, деревнях. Дети и учителя этот проект поддерживают, желающих участвовать очень много. В августе в Токсово приезжали представители из многих регионов России, интересовались нашим опытом в вопросах школьного спорта. Ленинградская область выиграла грант из федерального бюджета в размере 45 млн рублей на переоборудование 45 спортивных залов в сельских школах. Цели проекта понятны всем – и потому это работает.

– Некоторые депутаты Законодательного Собрания обижаются, что их деятельность слабо освещается в СМИ. В чем, на Ваш взгляд, причина? В отсутствии ярких личностей в областном парламенте или ярких законодательных инициатив?

– Я никогда не выражал недовольства тем, что мало пишут, мне не нравится, когда пишут неправду. Когда мне говорят: «У вас в Законодательном Собрании скучно», – я отвечаю: «У нас и не цирк. У нас скучная, профессиональная, непростая работа. И здесь циркачей не надо, от них только вред».

Мы знаем, для чего мы сюда пришли.  Нам нужно, чтобы качество законодательной базы возрастало, чтобы мы в полной мере отвечали на запросы наших избирателей. Законы, которые принимают депутаты, должны исполняться, а для этого они должны отражать реальные интересы людей. В противном случае, предлагая далекий от жизни, но яркий и эпатажный законопроект, изначально ясно, что он работать не будет. Я хочу, чтобы законодательная власть вызывала уважение своей работой, своими результатами, а не цирковыми шоу на заседаниях ЗакСа.