«Летающий змей»

«Летающий змей»

20 августа 2014 года, 19:07

Глава 7. Впервые широкая публика узнала о нем из небольшой заметки некоего И.Сергеева, в конце 80-х годов ХХ века опубликованной в местной газете "Природа севера" (Сыктывкар, Коми).

Там описывалось, как автор в конце 40-х годов, являясь сотрудником экспедиции, разведывавшей запасы торфа в Ленинградской области, слышал от местных жителей рассказы о "летучем гаде" – то ли змее, то ли ящерице, живущей в болотах. Будучи потревоженным, существо подпрыгивало, а затем... планировало несколько метров.

Другая характерная черта странных животных - гребень на голове, похожий формой на петушиный. Тут, кстати, наблюдается разночтение – некоторые очевидцы говорят не о головном гребне, а о складке, идущей от брюха к голове, как воротник. Один из знакомых Сергеева поведал, как еще до войны зарубил бросившегося на него "змея" топором и затем хорошо рассмотрел его труп – якобы это было небольшое существо размером с тетерева, с выростами по бокам тела, снабженными летательной перепонкой.

Сообщение, как уже говорилось, долго не привлекало внимания ни профессиональных зоологов, ни энтузиастов. Некоторые моменты, однако, выделяли его из разряда обычных "страшилок" – в частности, И.Сергеев приводит фамилии рассказывавших ему о "летучем гаде" людей и названия населенных пунктов, в которых они проживали.

Я, посещая Тихвинский район, расспрашивал местных жителей о летающем змее. При анализе их ответов у меня сложилось впечатление, что речь идет о двух похожих существах – обычной змее, прыгающей с веток на добычу или опасность, и преследующей человека некоей сущности, отдаленно похожей на змею, о которой и говорить-то противно или боязно…

В печати я обнаружил рассказ о поисках «летучего змея» в 1999 году группой исследователей из центральной России (А. Перепелицина, С. Каминского и А. Липкина). По их данным, практически все старожилы вспоминали, что раньше были змеи, прыгавшие с ветки на ветку, как белки. Исчезли они в 1970-х годах, когда проводилось опрыскивание лесов пестицидами, и даже лягушки повымирали. Правда, никто из очевидцев, лично видевших летучих змей, не вспомнил о наличии у пресмыкающихся летательных перепонок или лап. Полеты этих двухметровых змей были, скорее, прыжками. А вот гребень на голове змей местные жители углядели. Местное население считает, что эта необычная змея очень агрессивна и укус её смертелен. Жертвы змей по непонятной причине срывали с себя одежду (кидая её в змей?) и прибегали в деревню голыми. Или не прибегали, оставаясь на болотах, где их потом и находили, полностью раздетыми.

Это, в общем, соотносится с милицейской статистикой – в восточных районах Ленинградской области в период с апреля по октябрь в болотах находят трупы полностью раздетых людей без следов насильственной смерти. Я, правда, думаю, что здесь скорее виновато умышленное или ошибочное употребление грибов, обладающих галлюциногенными свойствами. Это объясняет и то, что рот жертвы обычно забит землей: агония, вызванная отравлением, вкупе с мягкой болотистой почвой, может иметь такие признаки.

По описанию «летучий змей» похож более на полоза, чем на ядовитую змею. Полозы, конечно, сейчас живут на 2000 км южнее. Но, допустим, во время атлантического оптимума они могли вместе с ныне вымершей южной фауной попасть в наши места.

Кроме аномального для себя места обитания, в остальном «летучий змей» - типичный полоз. Во-первых, только полозы передвигаются с такой скоростью, что могут обогнать бегущего по лесу человека – до 6 км в час по пересеченной местности. Во-вторых, только полозы из змей умеренных широт агрессивны и сами кидаются на человека, в том числе – прыгая с веток деревьев. Да, большинство полозов не ядовиты – но кусаются очень больно и, так-как никто и никогда не видел полоза с зубной щеткой, могут занести в место укуса опасную инфекцию, вызвав тем самым клиническую картину отравления змеиным ядом. Находка полоза, даже известного вида, в Ленинградской области была бы большим научным открытием.

Съемочная группа РенТВ, снимая очередную передачу «Тайны мира», установила камеру ночного видения в месте, где очевидцы видели «змея». Несмотря на странность идеи - искать с помощью тепловизора существо, чья температура практически не отличается от температуры окружающей среды – это принесло свои плоды. Камера зафиксировала некое ползающее существо, возможно, с наростом на голове и шее.

В книге известных отечественных геологов Эвальда Саммета и Людвиги Насоновой так описываются две встречи авторов с «летучим змеем»:

«Первая из них произошла летом 1957 года в Тихвинском районе вблизи озера Сап-озеро. Мы ехали на грузовом автомобиле по давно заброшенной лесной дороге в мелкохолмистой, местами заболоченной местности. Вдруг на крышу кабины упало и покатилось на капот, а оттуда на землю что-то живое вроде змеи серовато-коричневой окраски. Так как это длилось в течение не более 2-3 секунд, то никаких подробностей в памяти не осталось, кроме ярко оранжевой полосы около головы этого существа. Длина змеи могла быть не более 60-70 см, а толщина туловища как у взрослой гадюки. Мы не остановились и продолжали езду, бурно обсуждая лишь то, как змея все-таки оказалась наверху: либо ее сбило с ветки дерева кабиной машины, либо она прыгнула сама с ветки дерева на двигающийся предмет. Особых эмоций это событие тогда не вызвало, и никаких расспросов местного населения мы не предприняли.

Второе и более информативное событие имело место в 1987 г. В 6 км к северо-востоку от северного берега озера Самро, у тропинки, ведущей из деревни Данилово к деревням Рожновье и Кошелевичи. Здесь распространен камовый рельеф – чередование вытянутых в разных направлениях песчаных холмов высотой до 10-15 м и заболоченных ложбин. Для изучения характера слоистости этих песков я вместе с рабочим, 16-летним местным парнем, проводил в июле 1987 г. пеший маршрут по холмам. На крутом склоне одного из холмов, где местами отсутствовал травяной покров, я решил провести расчистку для вскрытия верхнего слоя песка. На высоте около 2 м от дороги под тонким слоем песка мы наткнулись на кладку змеиных яиц (не менее 6 штук). Яйца были голубовато-серой окраски, величиной меньше мизинца. Не успели мы поближе осмотреть эти яйца, как вдруг рабочий схватил меня за руку и испуганно указал на деревья на другой стороне тропинки, на расстоянии примерно 10-15 м от нас. Там из-под куста довольно стремительно вылезла змея и, шипя на нас, начала быстро вскарабкиваться на одно из деревьев. Рабочий тотчас же схватил лопату и отбежал дальше по тропинке с такой скоростью, что через несколько секунд оказался на расстоянии около 50-60 м от гнезда. За это время я успел лишь заметить, что змея была такого же размера, как описанная выше, имела коричнево-серую окраску и оранжевый гребень, как у курицы, на голове. Судя по тому, как змея проворно поднималась по стволу березы с явной целью достичь одной из веток, она больше напоминала ящерицу, чем змею. Было ясно видно, что змея намерена использовать ветвь дерева как опору для воздушной атаки, поэтому мне также пришлось ретироваться. Из-за испуга рабочего продолжение маршрута пришлось прекратить. После этого случая рабочий на следующий день не явился на работу и больше не появлялся на базе партии. Вечером, обсуждая этот эпизод с другими геологами, мы посмеялись над испугом рабочего, но особого значения оранжевому гребню на голове змеи тогда не придали, думая, мало ли что в природе бывает».

На мой взгляд, загадки тут особой нет и «летучего змея» не поймали, потому что профессионалы – герпетологи его просто не искали. Науке и кроме полозов известны «летающие», точнее, прыгающие и затем планирующие змеи. В тропических лесах Южной и Юго-Восточной Азии обитают ядовитые пресмыкающиеся из рода украшенных древесных змей, способных совершать планирующие полёты дальностью до ста метров (с высоты). Зацепившись хвостом за ветку, рептилия отталкивается и в полете распластывает тело, производя при этом непрерывные волнообразные движения. Такой способ позволяет змее не только планировать на большие расстояния, но и изменять направление полёта.

А вот о другой ипостаси «летающего змея» – агрессивного чудовища, будто бы охраняющего нечто от людей, вживую восставшего из древних сказаний, – должны сказать свое слово этнографы, соединив все факты поклонения «ящурам» и «волхвам» и реконструировав скрытый «черный культ» древних народов. (Чуть было не написал «исчезнувший» культ. Но вот – остановился…)  Наверно, то, что реальная летучая змея так оказалась похожа на мифическую навью – птицу без оперенья, летающую «на злых ветрах», то есть планируя, крик которой предвещает смерть, агрессивную, нападающую на людей – не случайность… Славяне могли познакомиться с дуалистичным подходом к миру при контактах с иранским или эллинским гностическим мировоззрениями. Могли и сами выработать дуалистическое мировосприятие. Во всяком случае, знакомясь с историей языческих культов, их борьбой с христианством, становится понятно, что «черная вера» держалась дольше, чем поклонение Перуну или Велесу. Её адепты ушли в непроходимые болота и, вполне возможно, взяли с собой прирученных неядовитых, но устрашающе опасных крупных змей, заставив их нести своего рода «сторожевую службу». Вероятно, ранее одна из таких змей, подчиняющаяся только хозяину – волхву, убила Олега Вещего, когда опасность христианизации Руси нависла над «черным жречеством».

Я далек от мысли, что и сейчас этой страже есть, что охранять. Скорее всего, они действуют как запрограммированные биологические автоматы. Но тогда, в 12 – 14 веках, вероятно, существовали крупные территории, где люди поклонялись злому началу мира. Косвенным доказательством этого явилась мощная дуалистическая, правда, по преимуществу – городская, ересь стригольников, этакое богумильство на русский лад. В 1375 году в Новгороде состоялась расправа над вождями стригольников – православные священники и паства сбросили их в реку Волхов. В Пскове стригольничество существовало еще в начале 15 века.

Любопытно, что в вепсском музее в пос. Сарозеро представлена фотография вепсской колдуньи и кукол, напоминающих куклы «вуду», с помощью которых можно было навести порчу на человека. Фактически двоеверие, при котором крещеные в христианской вере исполняли также и языческие обряды, на востоке Ленинградской области прошло через века и дожило до наших дней. А в последние годы двоеверие захватило и часть городских интеллектуалов…

Юрий Шевчук, «Зеленый Крест».