"Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать его любыми средствами"

"Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать его любыми средствами"

8 сентября 2015 года, 17:51

Защищать свой город с оружием в руках рвались студенты и профессора, рабочие и служащие, художники и писатели.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. 900-дневная осада города, унесшая сотни тысяч жизней ленинградцев – одна из самых трагических страниц в его истории. Однако мы вспоминаем о беспримерном мужестве ленинградцев. Вспоминаем с гордостью и признательностью.

Тысячи ленинградцев с первых дней войны записывались в отряды ополчения. Защищать свой город с оружием в руках рвались студенты и профессора, рабочие и служащие, художники и писатели.

Одним из первых на киностудии "Ленфильм" в ополчение ушел режиссер Ян Фрид. В день начала войны он с актером Марком Бернесом готовился к съемкам музыкальной комедии "Жених с миллионами". Съемки отложили. "Хлопушку" сменила винтовка. Ян Фрид дошел до Берлина и расписался на рейхстаге. После войны он создал знаменитые комедии "Двенадцатая ночь", "Собака на сене", "Летучая мышь" и другие.

21 июня 1941 года закончил съемки последнего кадра фильма "Антон Иванович сердится" кинооператор Евгений Шапиро. После войны он станет легендой "Ленфильма", снимет многие знаменитые фильмы, а на "Золушке" в тандеме с Надеждой Кошеверовой попробует свои силы в качестве режиссера. А в июне 41-го он ушел на фронт. И впервые увидел "Антона Ивановича…" в… госпитале, куда попал после тяжелого ранения. Он и не знал с каким успехом последняя довоенная картина идет на экранах кинотеатров страны, как тепло принимают ее бойцы на фронтах, куда приезжает кинопередвижка. Этот фильм для многих стал напоминание о счастливой мирной жизни и одновременно стимулом для борьбы с врагом.

Очень скоро стало известно, что среди солдат в лазарете находится знаменитый кинооператор. Шапиро тут же вызвали в штаб фронта и включили в группу фронтовых кинематографистов, снимавших хронику блокадного города. Кинооператор встретил Победу с кинокамерой в руках.

С первых дней войны рвался на фронт и известнейший довоенный актер и режиссер Евгений Червяков. Но его, мэтра, не брали. Червяков прославился фильмом "Поэт и царь", который снял вместе с Владимиром Гардиным. Эта картина считается первой советской постановкой на историко-биографическую тему и первым отечественным фильмом о Пушкине. Червяков не только был сорежиссером фильма, но и сценаристом, и исполнителем роли поэта. О нем Александр Довженко написал в своих воспоминаниях: "Он первый создал у нас лирический жанр, и я много у него воспринял".

В первые дни войны Червяков снял сюжет для Боевого киносборника №2 "У старой няни", и сыграл роль Наполеона в киноновелле "Случай на телеграфе" - французский император посылает телеграмму Гитлеру: "Не советую зпт пробовал зпт не вышло тчк Наполеон".

Когда фашисты подошли к Ленинграду, было принято решение эвакуировать киностудию в Алма-Ату. Евгений Червяков размашистым твердым подчерком написал заявление: "Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать его любыми средствами" и положил на стол директора студии. Характер у режиссера был напористый, директор заявление принял. 23 августа Червяков ушел на фронт простым солдатом.

Солдатскую шинель он носил с тем же достоинством, что и шикарные костюмы. И в новом своем качестве он не играл роль, он стал настоящим солдатом. На фронте окончил курсы младших командиров, ему присвоили офицерское звание. В тяжелом бою 16 февраля 1942 года Червякова ранило, на следующий день он умер в госпитале. Ему было 42 года.

…С сотрудниками "Ленфильма" едем в деревню Новая Малукса. Это настоящий "глубинка" в Кировском районе. До Мги дорога еще ничего. А дальше – грунтовка. Места потрясающей красоты – густые леса, озера. И ни души. А встретить кого-нибудь хотелось бы… Дело в том, что указатель на Малуксу сообщил, что деревни 18 километров. Мы проехали уже 20, а леса все не расступались…

Деревня появилась неожиданно. Вдруг лес расступился и появились крыши домов. К сожалению, указателей на воинский мемориал нет. Но в самой Малуксе о нем все знают, путь показали сразу.

Мемориал в Новой Малуксе выглядит торжественно и вместе с тем как-то светло. На входе арка с колоколом. За ней видны гранитные монументы и большая пятиконечная звезда.



В свое время в Новую Малуксу перенесли останки солдат с многих братских могил, где между боями были захоронены защитники Ленинграда и солдаты Волховского фронта. По скромным оценкам, на мемориальном кладбище покоятся около 23 тысяч человек, имена более 18 тысяч известны.

В 1990 году Министерство обороны СССР реконструировало мемориал. Инициатором выступил маршал Дмитрий Язов, который командовал стрелковым взводом на Ленинградском и Волховском фронте, был ранен.

Но после этого четверть века мемориал практически не реставрировался. Вместе с тем, захоронение пополняется ежегодно – сюда переносят останки героев, которые в ходе своих экспедиций находят поисковики Ленинградской области.

В прошлом году Председатель совета ветеранов Мгинского городского поселения Антонина Прокофьева обратилась в эфире Ленинградского областного телевидения к Правительству региона с просьбой о выделении средств. Ее просьбу тут же услышали. Сейчас мемориал реставрирован и обновлен.

Тысячи наших соотечественников находят в списках на стенах мемориала своих близких, погибших защищая Ленинград. Сюда не иссякает людской поток. Рядом с плитами с именами много цветов. Кое-где родственники поставили фотокарточки бойцов, навсегда оставшихся 20-летними.



Среди имен и фамилия режиссера и актера Евгения Вениаминовича Червякова. Звезда довоенного кино, любимец муз, он ни на минуту не колебался, когда нужно было встать на защиту своего города и своей Родины. И отдать за них свою жизнь.

Анатолий Аграфенин