Найти

Звёзды кино в Выборге

Залив Большой Ковш в Выборге нередко называют по-фински: Салака-лахти. «Лахти», понятное дело – залив. А вот по поводу слова «салака» есть симпатичная версия.

Мол, это не только мелкая рыбешка. Так на морском жаргоне прозвали неопытных рыбаков. Отсюда, кстати, русское «салага».

На берегу залива стоят две ладьи. В свое время они участвовали в съемках фильма Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья» - о викингах.

Эти ладьи и сам залив органично вписываются в антураж знаменитого на всю страну выборгского фестиваля «Окно в Европу», который традиционно превращает небольшой город в Ленинградской области в центр притяжения любителей кинематографа. В нынешнем году фестиваль открылся в 23-й раз.



В эти дни в кинотеатре «Выборг-палас» проходят конкурсные показы. А 13 августа, в четверг, в Выборгском замке назовут победителей киноконкурса.

За награды борются двенадцать фильмов. Обо всех, конечно, не расскажешь. Назову два.

Открыла конкурсные просмотры картина киностудии «Ленфильм» - «Развод по собственному желанию». Это первая большая работа молодого режиссера Ильи Северова. Она рассказывает о взаимоотношениях семейной пары, которая прожила вместе 20 лет. Фильм интересен еще и тем, что снимали его в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На фестивальную премьеру, кстати, пришли спортсмены Выборгского велоклуба, принимавшие активное участие в съемках.



А режиссера Александра Прошкина можно назвать одним из самых именитых участников конкурса. Двенадцать лет назад он уже стал триумфатором Выборга со своим фильмом «Трио». За полувековую карьеру в театре, кино и на телевидении Александр Анатольевич снял два десятка фильмов. Один из самых известных – «Холодное лето пятьдесят третьего…» – наша золотая классика. А разные поколения любят его картины «Опасный возраст», «Увидеть Париж и умереть», телефильмы «Ольга Сергеевна», «Михайло Ломоносов», «Доктор Живаго» и другие.



Сейчас Прошкин привез на фестиваль свою новую ленту «Охрана», построенную на комичных эпизодах реальной провинциальной жизни, в чем-то похожей на выборгскую. Исполнительницу главной роли Марию Коровину режиссер разыскал в Сыктывкаре и с гордостью представил дебютантку в Выборге.

В Выборге Прошкина поймать непросто. С раннего утра, если у него в программе нет встреч со зрителями или мастер-классов, Александр Анатольевич исчезает из гостиницы. Может, по городу гуляет... А может, на рыбалку ушел?

Вспомнилось, как мы познакомились с режиссером. Было это во время фестиваля российского кино в Бордо. Во Францию Прошкин прилетел из Канады, где на международном фестивале в Монреале ему вручили специальный приз за фильм «Искупление». Несмотря на смену часовых поясов и долгий перелет, режиссер тут же включился в работу. Много выступал перед зрителями и прессой, участвовал в дискуссиях и презентациях российского кино.

В единственный свободный день организаторы подготовили для участников фестиваля сюрприз – экскурсию в курортный городок Аркашон на берегу Атлантического океана, знаменитый своими устричными плантациями.

Гостей, правда, разделили на две группы. Большую часть отправили с утра пораньше с волонтерами по знакомым – всегда у кого-то найдутся друзьям среди рыбаков и моряков. А несколько человек, в том числе и Прошкина, чинно и красиво в полдень на лимузине повезли в лучшие прибрежные рестораны.

Наша группа веселой гурьбой поехала к моряку Жан-Филипу, владельцу катерка. Что-то не рассчитали, поэтому, когда мы подъехали к океану, начался отлив. Наш кораблик встретил нас лежащим на боку на песке пляжа. Жан-Филип нисколько не растерялся и велел толкать суденышко до «большой воды». Заслуженные и народные артисты, погрузившись по колено в тину, весьма споро с этой задачей справились.

Вознаграждением нам стала прогулка по морскому дну, где местные жители во время отливов ловят крабов. Ходят с ведрами и собирают их, как грибы.

Мы, в отличие от французов, крабов собрали мало и в итоге отпустили – не в гостинице же их варить.

А после крабовой охоты отправились в настоящую кабану – хижину, где живут заводчики устриц. Здесь, как в рыбном магазине, много кафеля и воды. Зато устрицы – наисвежайшие. И мы их наелись до отвала.

Вечером начали делиться впечатлениями с коллегами из «ВИП-группы». Одна критикесса хохотала в голос: «Ну вот, грязь месили… А мы, как белые люди, погуляли по пляжу, в ресторане поели морских гадов»…

Смотрю, а у Прошкина в глазах печаль: «Грязь… Месить… На катере, значит… Эх! Это-то и есть настоящее счастье. А что мы? Два часа в пробке туда простояли, два часа обратно… Чтобы в ресторане пообедать? В общем, обошлись с нами, как с салагами. Ради такого и из Москвы можно было не уезжать».

Тогда и выяснилось, что Прошкин страстный рыбак и охотник. И лучшим отдыхом считает не присутствие на великосветских тусовках или пятизвезных курортах. Для него нет большего счастья, чем еще до зари сесть в лодку и отправиться на рыбалку…

Настоящий художник – никогда не станет «звездиться». Именитый ли это мастер или дебютант, но каждая новая встреча со зрителями для него испытание, которое он ожидает с волнением и трепетом.

Это особенно чувствуешь во время Выборгского фестиваля, традиционно очень домашнего и теплого в человеческих отношениях.

Не случайно в Выборге проходят, по сути, сразу два творческих соревнования. Свои призы выручает профессиональное жюри. А зрители голосованием определяют победителя конкурса «Выборгский счет». И трудно сказать, какая награда престижнее – Гран-При жюри – «Золотая Ладья»? Или приз зрительских симпатий «Большая Золотая Ладья»?



Пожелаем успеха всем участникам фестиваля!

Анатолий Аграфенин
 

Реклама

Лента новостей