Закон против волокиты и «забюрокрачивания»

Закон против волокиты и «забюрокрачивания»

30 января 2015 года, 19:20

На 67-м заседании Законодательного собрания Ленинградской области депутаты приняли закон о проведении оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов. Теперь каждая законодательная инициатива в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности будет проходить обязательную и публичную экспертизу на предмет излишних запретов, ограничений или необоснованных расходов.

47channel.ru уже подробно писал о достоинствах института оценки регулирующего воздействия.  И вот, наконец, свершилось:  28 января депутаты областного парламента в 1 и 3-м чтениях приняли законопроект о полномасштабном внедрении института ОРВ на территории региона. В экспертной среде эту аббревиатуру еще расшифровывают как «Общество Рассудит Верно».

Меткая фраза, учитывая тот факт, что в системе ОРВ главное  - открытость, прозрачность и возможность выразить свое мнение (отношение) к тому или иному проекту нормативного акта широкому кругу заинтересованных лиц. К последним относятся как члены научно-экспертного сообщества и властных структур, так и сами бизнесмены,  предприниматели, инвесторы, представители общественности. То есть, практически, каждый желающий поучаствовать в законотворческой деятельности, причем на любом этапе проведения оценки и экспертизы.

В классическом виде процедура проведения ОРВ включает в себя три обязательных элемента - анализ проблемы, которую решает новая законодательная инициатива, расчет возможных выгод или издержек бизнеса (оценка их обоснованности) и публичные консультации с представителями экспертного сообщества. По итогам готовится заключение, в котором суммируются все выводы по всем проведенным этапам экспертизы.

Еще раз отметим, что именно открытый (публичный) характер обсуждения законопроектов о бизнесе и инвестициях позволяет на подготовительном этапе рассмотрения законотворческой инициативы властей выявить те «скользкие» моменты, которые в перспективе действия закона приведут к неоправданным запретам и ограничениям, избыточному администрированию или станут причиной расходов (поборов) для субъектов предпринимательской деятельности (сиречь бизнесменов).

При этом, чтобы не подумали, что ОРВ, выступая против барьеров на пути бизнеса, сама «в умелых руках» может стать непреодолимой преградой на пути разумных законов, сразу оговоримся – институт оценки не держиморда, не заградительная полоса и не запрещающий знак светофора. Итоги экспертизы и публичных слушаний носят рекомендательный характер, помогая депутатам областного парламента услышать vox populi («голос народа») и сформировать свое взвешенное и осмысленное суждение.

Технически региональная система оценки регулирующего воздействия выглядит так: на этапах формирования законодательной инициативы и ее «обкатки» в профильных комиссиях областного парламента будут организованы круглые столы и слушания при весомой поддержке экспертного пула. Сроки «покрутить-повертеть» идею авторы закона (депутаты-единороссы Ильдар Гилязов и Владимир Цой) определяют в 45 суток. Этого вполне достаточно, чтобы сформировать мнение о любом, самом сложном законопроекте.

Уполномоченной структурой, которая будет весь процесс организовывать и курировать, стал один из департаментов комитета экономического развития и инвестиционной деятельности правительства Ленобласти. Правда Контрольно-счетная палата поинтересовалась, а почему в аналогичной ситуации Санкт-Петербург пошел по пути создания координатора в структуре городского ЗакСа, а не исполнительной власти? На что был дан простой и исчерпывающий ответ: в областном правительстве уже существует сектор по работе с ОРВ, а в Законодательном собрании понадобилось бы создать новую структуру, а это деньги, которых «лишних» не бывает.

Любопытно, что внедрение института оценки регулирующего воздействия идет повсеместно, то есть во всех субъектах страны. При этом изначально федеральные разработчики системы предлагали несколько вариантов «сценария» на местах, с учетом региональных особенностей. Более традиционная модель предлагает обсуждать и оценивать нормативные акты сторонними структурами на стадии готового предложения. Более современная модель обязывает самого разработчика законопроекта проводить промежуточные оценки по мере выработки положений будущего закона. Есть еще третья, смешанная модель, которая необходима на переходном этапе, когда органы власти только присматриваются к работе с ОРВ.

Но, как всегда, время и региональные реалии расставят все по своим местам и в каждом конкретном крае или области страны будет найдена оптимальная процедура. Дело это новое, но крайне нужное, ведь, чтобы законы работали на пользу и благо, нужна максимальная открытость их обсуждения на этапах подготовки. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше!

Александр Колобов