Снимают сливки. Как в петербургских гипермаркетах накручивают гигантские ценники на продукты областных производителей

23 октября, 21:20

Хозяйство “Приневское”- вот так  здесь спасают картошку, капусту и морковь. Дождливая осень превратила поля в болота. Теперь на кону судьба  тысяч тонн овощей. 
Такой ценой фермеры из Ленинградской области собирают урожай уже второй год подряд. Затраты колоссальные. Для того, чтобы собрать всю продукцию, нужно в разы больше людей и топлива. При этом все равно, работы идут медленно, техника вязнет, и собрать удаётся далеко не всё.
 
Алексей Спиричев, корреспондент
Во всей наглядности - зона рискованного земледелия. И не менее рискованного бизнеса. Предприятие поставляет овощи в петербургские сети. Не успеют -  заплатят крупный штраф за срыв поставок. 
Мы ничего сегодня не зарабатываем. Мы торгуем по цене себестоимости.
 
Мухажир Этуев, генеральный директор ЗАО “Племенной завод Приневское”
После того как эмбарго подвинуло импорт - производители области увидели шанс - один на миллион. Чтобы освоить Петербургский рынок, в Приневском, к примеру, увеличили годовой оборот овощей до 50 тысяч тонн, построили специальные хранилища. Но пользы от выхода на большой рынок, говорят, толком пока не ощутили. 
А ничего не сделать, если мы сегодня уйдём с рынка, потом завтра вернуться, свято место пусто не бывает, будут поставлять другие,  и сегодня дефицита продукции не будет. Где мы потом сможем продать свои 50 тонн картофеля и овощей? 
 
Мухажир Этуев, генеральный директор ЗАО “Племенной завод Приневское”
Этот урожай агрономы называют золотым. Продажи  уже точно не окупят затраты на уборку. Себестоимость  килограмма картофеля здесь 8 рублей, закупочная цена в гипермаркетах примерно такая же. А продается картошка в два раза дороже. Выходит почти стопроцентная накрутка сетей, их чистая прибыль. 
 
Один из крупных сетевых магазинов, полка молочной продукции. Среди десятка марок - товар Приозерского комбината.
Так, цена литровой бутылки - 84 рубля, не так уж и дёшево.
Алексей Спиричев, корреспондент 
Цена за литр - одна из самых высоких. Чтобы понять почему - едем к производителю в Приозерск.
Прямо возле производства находится магазин,  где можно купить всю продукцию, посмотрим что,  сколько стоит, молоко коровье полтора процента – 53 рубля, 2.5 процента - 61 рубль, 3.2 – 63 рубля. 
 
Алексей Спиричев, корреспондент
Итого, накрутка сетей 40%. Получается, молоко, которое в Приозерске большинству вполне по карману, на полках ритейла в Петербурге превращается в продукт элитного класса.
 
Цена конечного продукта она складывается из многих показателей, в том числе и из тех бонусов, которые поставщики платят этим сетям. Областные компании, которые работают на натуральном сырье, они не в состоянии платить ретробонусы, бонусы, входную плату за вход в сеть, нагрузка на производителей не уменьшилась, всегда торговые сети найдут способы, законные и незаконные каким-то образом получить те платежи маркетинговые, которые она всё время получала.
 
Всеволод Вишневецкий, председатель ООП "Общественный контроль"
Санкт-Петербург - один из центров российского продуктового  ритейла. Охват сетей -  90%. Даже в Москве эта цифра значительно меньше. Небольшой эксперимент. Устраивает ли покупателей качество, отличают ли они натуральный продукт и сколько готовы за него платить? Базовый товар - молоко. 
Вот, у нас молоко самое дешёвое – заводское - 50 рублей за литр. С этой стороны у нас премиальное - фермерское. Литр этого молока продают около 80 рублей. Итак, начнём. 
 
Алексей Спиричев, корреспондент 
ОПРОС
– Ну пастеризованное, водянистое, честно говоря, мало чем отличается
– Это лучше, оно вот коровой пахнет, такое ощущение, что свеженькое. 
– А, вот, сколько на ваш взгляд должен стоить литр качественного молока?
– По своему кошельку от 50 до 60.
– По 100 рублей могли бы отдать?
– Ну, кто может,  покупает за 100 рублей,  для него это легко. Для меня нет.
 
Не удивительно. Главная  формула ритейла - натуральные продукты, высокого качества, сетям не нужны. Их высокая себестоимость не позволит  накручивать цену. Такой товар просто не купят. Чем дешевле товар, тем больше заработает ритейл. 
 
По данным общественной организации “Опора России” в 2017 году торговая наценка на продукты питания в сетях увеличилась на 30%. Если в прошлом году она оставалась в пределах 20 - 40, то в этом-  выросла  до 50 - 70%.  Аналитики говорят - это побочный эффект недавних поправок в федеральный закон о торговле. Законодатели ограничили бонусные платежи ритейлу, с 40% до 5%. Но сети нашли как восполнить эти потери. Бонусные выплаты компенсировали не только ростом наценок, но и снижением закупочной цены. 
Здесь проблема объективная, закон не работоспособный. Экономически важно для поставщика не размер бонуса, а то, что он получает на руку, то есть, цена минус бонус. Нет никакой разницы для поставщика-  получит он за единицу своего товара 100 рублей и отдаст 10 рублей бонусами или сразу получит на руки 90, тут в действительности и вырисовывается то, что происходит, бонусы сокращаются,  но меняется закупочная цена.
 
Вадим Новиков, антимонопольный аналитик
Вот, когда все говорят о том, что наши сыры дорогие, и сыр может быть дешёвым, дешевле 20 рублей, посмотрите, каждую эту головку, каждую, утром приходит рабочий, они каждую головку должны перевернуть, всё должны осмотреть, если там плесень.
 
Зефира Спиричева, технолог, заведующая лабораторией “Приозерский молочный завод”
В этой камере зреет полутвёрдый сыр завода «Зелёный Берег». Для коровьего -  выдержка 35 суток, для козьего - 50. В месяц производят больше  4 тонн. До конца года собираются вдвое увеличить объёмы.
Нету резкого такого козьего вкуса. У нас он такой деликатный,  понятно, что коза ни корова, но вот такого резкого козьего вкуса нет,  и сыры наши тоже не такие резкие,  но если взять головку козьего и коровьего, то тут ясно, что это коровий. Сейчас потребителю тяжело, и я сама бываю потребителем, и вы знаете, это ходишь как по минному полю, попал, не попал, хочется, конечно, чтобы потребитель верил, но это доверие надо ещё заслуживать.
 
Зефира Спиричева, технолог, заведующая лабораторией “Приозерский молочный завод”
За последние три года, после введения продуктового эмбарго,  объёмы переработки молока увеличились в 10 раз. Завод освоил почти всю линейку молочной продукции. Решили брать качеством, но ставку на полезность, ритейл не оценил. Компания несколько раз меняла полки магазинов. Дистрибьютеры то и дело уговаривали -  упростить технологию производства.
Нам прямо отвечали в письменном виде: Поработайте со сроками, вернёмся к разговору, а поработать со сроками как можно? Стабилизаторы,  консерванты, мы на это не шли, это уже не молоко получается. Фактически это белая вода, это ультра пастеризованное молоко, которое пастеризуется при температуре свыше 100 градусов, и там убивается всё.
 
Сергей Клёшов, управляющий директор “Приозерский молочный завод”
Ещё один популярный гипермаркет. В отделе молочной продукции товар дня - молоко из Рязанской области. Разбирают нарасхват.
Привезти литр молока с Рязани за 44 рубля у меня большие сомнения, упаковать его, доставить, привезти, выложить на полку. Может,  там закупочная цена молока каких-то копеек стоит? 
 
Леонид Цой, фермер
В отделе с сырами по акции -  отечественный пармезан. 196 рублей за 150 граммовую нарезку.
Смотрите, сыр фасованный «Пармезан» со сроком созревания два месяца. Если у любого итальянца спросить, сколько срок созревания пармезана, в регионе пармиджано-реджано, он вам скажет , что это 24 месяца минимум.
 
Леонид Цой, фермер
А этот сыр вряд ли попадёт на полки больших магазинов. Его   делают по  итальянским рецептам.  Небольшая  ферма в Волосово после  безуспешных попыток пробиться в  гипермаркеты, решила  создать кооперацию. Объединились с другими производителями и стали развивать свою сеть – фермерскую.
Если мы возьмём для сравнения все страны Запада,  там везде работают фермеры в кооперации,  и таким образом для них открываются больше возможностей, чтобы реализовывать свою продукцию. Кооперация - это будущее в России, оно сейчас только зарождается, и очень многие фермеры будут объединяться в кооперативы,  тогда и больше покупателей будет.
 
Леонид Цой, фермер
А пока, законы ритейла истребляют всякое качество. Как следствие - с рынка исчезли всем известные местные бренды, уступили место более дешёвой московской продукции. Возродить качество колбасы и сосисок - взялись в областном посёлке Большая Ижора. Колбаса докторская, сосиски молочные - их готовят по советским рецептам. Как уверяют технологи, здесь только мясо и специи, никаких добавок.
Госты наших лет отличаются тем, что у нас появилась возможность заменять сырьё на курицу 03-19 Замены других видов белковых соединений мы не приемлем, это самое главное отличие нашей продукции от других. Если у нас прописано, что молочные сосиски сделаны из свинины, то они и сделаны из свинины. Если у нас прописано, что это говяжьи. Они сделаны из говядины. 
 
Евгений Рязанцев, генеральный директор ООО “Агро-Озерный”
Объёмы пока небольшие, в месяц - 250 тонн. Продукцию уже поставляют на комбинаты питания, скоро она появится и в магазинах. 
 
В рыбохозяйстве деревни Удальцово подсчитывают количество товарной форели. Только-только закончился сезон роста. Это период когда рыба набирает максимальный вес. Норма - не меньше полутора килограммов. 
Самое выгодное выращивать до килограмма высокие темпы роста. Раньше выращивали и до шести килограммов, но это не выгодно. С размерами темпы роста падают.
 
Александр Дихнич, зам. генерального директора по развитию ООО “ЭКОН”
Тот редкий случай, когда со спросом у производителей проблем нет. И без ритейла они успешно реализуют весь годовой объём форели - 500 тонн. Поскольку свежей рыбы на полках до сих пор не хватает бегать за покупателем не надо. Он сам приходит.
В основной своей массе, сейчас, пока, клиенты хотят получать целую рыбу с головой, никаких изысков филе или стейки. Нам говорят: - Мы лучше сделаем сами, ну мы идём вслед за рынком и говорим, что мы можем вам предложить свежее, тогда когда вам нужно и по привлекательной цене. 
Александр Дихнич, зам. генерального директора по развитию ООО “ЭКОН”
Все понимают,  рыбный дефицит на полках сетей вечным не будет, а значит, риск потерять покупателя остаётся. Поэтому в хозяйстве тоже ищут выход на продовольственный  рынок  Петербурга. Как вариант, торговля на улице. 
Не понятна система получения разрешений. По сути, прозрачной схемы нет. Город пытается принять закон и пытаются создать новый комитет и организации такой уличной торговли. Как она будет организованна? По моему мнению, это только объединение производителей сельскохозяйственной продукции ленинградской области и соответственно выходить какими-то объединёнными усилиями на Санкт-Петербург чтобы было понятно прозрачно и ясно.
 
Виктор Савельев, заместитель генерального директора ООО “ЭКОН” форелевого хозяйства
Областные чиновники признают, проблемы у производителей есть, но общий фон, говорят, все же положительный. По крайней мере, переговоры с сетями ведутся в постоянном режиме. 
Есть подвижки в сторону наших предприятий в части отмены некоторых бонусов, работа ведётся в постоянном режиме, мы её не прекращаем и проводятся встречи совещания. Сейчас много мероприятий для фермеров проводим и сетям надо отдать должное они готовы принимать продукцию наших фермеров и фермеры поставлять продукцию ну это процесс переговорный по ценам, по объёмам, так как понятно, что для отдельного взятого фермера тяжело удержать место на полках в сетях. Ведётся речь о создании кооперативов и о кооперациях фермеров.
 
Екатерина Пшенникова, первый заместитель председателя комитета по АПК Ленинградской области
Есть такая сеть магазинов в Гатчине, их особенность, что товар туда попадает очень выборочно. Сотрудники компании буквально ездят на точки производства и проверяют, как производится товар, соблюдаются ли сертификаты. Он будет конкурировать только за счёт качества продукта, вот задача, на мой взгляд, как советника губернатора по экономике и руководителя союза работодателей состоит в том, чтобы дать возможность именно таким небольшим очагам роста развиваться.
 
Александр Габитов, генеральный директор Союза работодателей Ленинградской области
Ну, а тем временем, покупатель , кажется , давно адаптировался  к сетевому продукту. Главный критерий на фоне  растущих цен- цифра на ценнике, а вовсе не качество. И это, наверное, главный вывод нашего небольшого эксперимента. Так что фермерам ещё предстоит побороться за  своего покупателя и найти к нему верную дорогу. 
 
ОПРОС
- Вот это лучше по вкусу, хотя, оба молока не натуральные, это порошковые - восстановленные.
- Тут какой-то привкус, даже запах какой-то не такой, растительный, какой-то искусственный привкус.
- Ну, мне кажется, что это жирное, а вот это какое-то постное.
- Что выбираете?
- Я не на диете, мне нравится это.
- А, сколько, на ваш взгляд, должен стоить литр молока?
- Ну, 40-50 рублей.
- А 100 готовы заплатить?
- За 100 рублей можно трёхлитровую банку фермерского молока купить.
- Да, серьёзно, а где?
- За городом.
Тяжелое начало для фермерского продукта, но в конечном итоге - он победил. -Жителям по вкусу ближе всё таки фермерская продукция, но вот покупать её по фермерской цене  готовы пока не все.
Алексей Спиричев, корреспондент

Областные производители ссылаются на  итальянский опыт тридцатилетней давности. Когда маленькие поставщики, не попавшие в супермаркеты, объединились и создали мощную сеть своих магазинов. Постепенно эта сеть  завоевывала  всё больше покупателей. В итоге ритейлу ничего не оставалось, как пойти на уступки и все же пустить на полки фермерскую продукцию, чтобы вернуть ушедших клиентов. Первые магазины областной фермерской кооперации доказали: спрос на натуральные продукты все же есть, так что может быть и в Петербурге через несколько лет продуктовый ритейл сам придёт к фермерам за натуральным продуктом.  

Сюжеты по теме  /

Оставить комментарий  /

Комментарии  /  0