Скачать

В Выборге продолжает работу 24-й Международный кинофестиваль "Окно в Европу"

9 августа, 23:11

Режиссеры - именитые и еще только начинающие приезжают сюда, чтобы показать свои работы, пообщаться с коллегами, увидеть самую честную реакцию зрителей.

Марина Чалапко, корреспондент:
- Вот уже 24 раз на целую неделю Выборг становится центром кино. Режиссеры - именитые и еще только начинающие приезжают сюда, чтобы показать свои работы, пообщаться с коллегами, увидеть самую честную реакцию зрителей. Свой вердикт по каждой номинации жюри обсудит и объявит в пятницу, а пока с утра до позднего вечера в разных залах города люди смотрят кино.

Анимационное кино для взрослых, а потом и для детей. Так в Доме культуры Выборга начинается каждый фестивальный день. 30 лучших фильмов, сделанных за последний год. Фильмов авторских, проблемных и, исключительно, эстетских - признается экспертное жюри.

Фестиваль «Окно в Европу» в этом году уже назвали кинособытием с женским лицом. На конкурс представлено рекордное количество работ от женщин-режиссеров. Мужчины не спорят и говорят - это не опасно, а в некоторых случаях и вполне закономерно.

Алексей Дёмин председатель жюри анимационного конкурса фестиваля "Окно в Европу":
- Мир склоняется в сторону женщин, очевидно - это извинения за те века, когда мужчины преобладали над женщинами. Но это действительно так, потому что по Москве я знаю отлично и ВГИК и студия "Шар" и учебная студия "Союзмультфильма" - она на 90 % из девчонок.

В 3-й фестивальный день очередь в кассы кинотеатра выстроилась тоже на фильм от режиссера-женщины, лента, на которую специально приехали из других городов.

"Мы знаем про него все, что он призер "Кинотавра" и поэтому очень хотим попасть. Не знаю только попадем или нет. Вы нам не поможете туда попасть?

"Я из Петербурга приехал к другу. Билетов не было. Ему тяжело идти с палочкой, попробую купить. Если получится, пойду".

«Хороший мальчик» - картина уже с регалиями. Получила главный приз 27-го «Кинотавра».
На этом кинофестивале картина тоже участвует в конкурсной программе, в номинации «Выборгский счет», куда попадают все игровые фильмы. А судьями становятся зрители. Отсюда и особое волнение, призналась нам режиссер.

Оксана Карас, режиссёр:
- Я чувствую здесь другой воздух, здесь и не Россия и не Европа, здесь что-то особенное.И я думаю, кто же эти люди, которые смогли себе позволить прийти в 2 час дня во вторник? И полный зал! Как им понравится или нет наша картина? Это очень тревожный момент.

Алексей Богданов волновался не меньше. Его фильм в другой номинации. Документальной. И это режиссерский дебют.

Алексей Богданов, режиссёр:
- Решать зрителю, но да - настроение приподнятое. Честно. Для меня это первый раз, и я еще не осознаю до конца что и как происходит.

Его документальный фильм о незрячем спортсмене. Евгений Шелаев в этом году вошел в состав Паралимпийской сборной страны.
В отличие от картин игровых, у документального фильма зрителей сегодня не так много. Это и проблема, говорят эксперты.

Карен Геворкян, председатель жюри документального конкурса фестиваля "Окно в Европу"
Это важное дело, очень нужное дело. Но, к сожалению, работы - есть, режиссеры - есть, кино - есть, а до зрителей оно не доходит.

Выхода из тупика не знают даже мэтры киноиндустрии. Хотя, признаются, хорошо, что режиссеры снимают и где-то складывают эти документы, которые, не исключено, однажды станут классикой. Как, например короткометражка «Прибытие поезда» из 19 века, которую народный артист России и культовый режиссер Сергей Соловьев на фестивальной встрече назвал своим любимым фильмом.

Сергей Соловьев, народный артист РФ, режиссёр: 
- Там нет никакого смысла, там есть только чувственность переживаний. Я так хочу, чтобы вернулась эта детская радость - смотреть кино.

В пятницу назовут победителей во всех номинациях и обладателей специальных призов. Закрывать основной конкурс будет альманах "ДЕНЬ ДО", у которого сразу 4 режиссера.

Марина Чалапко, Андрей Осин, Наталья Матиевская, "Последние известия", Выборг