Умное регулирование или ОРВ

Умное регулирование или ОРВ

20 января 2015 года, 16:03

28 января на первом в этом году заседании Законодательного собрания Ленобласти депутаты рассмотрят проект закона, устраняющий административные барьеры развития бизнеса.

Речь идет о создании в регионе полноценного института оценки регулирующего воздействия проектов правовых актов. Другими словами, любая законодательная инициатива, касающаяся предпринимательской и инвестиционной деятельности, до ее утверждения будет подвергнута анализу и оценке широкого круга экспертов: представителей бизнеса, науки, общественности. Но прежде чем говорить о деталях нововведения, давайте разберемся в терминах.

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) придумана не нами и не сейчас. Уже несколько десятков лет эта процедура или система успешно функционирует во многих странах мира.

В общем смысле ОРВ включает в себя набор средств и методов, которые позволяют государственным структурам вырабатывать и внедрять адекватную политику. В частном случае процедура оценки регулирующего воздействия позволяет выявить в предлагаемых законопроектах такие положения, которые вводят или могут вводить необоснованные барьеры для предпринимательской деятельности, ограничивают конкуренцию или иным способом мешают ведению бизнеса в регионе.

А теперь об истории вопроса. В России внедрение института ОРВ  началось с 2006 года. В качестве экспериментальных площадок были выбраны Татарстан, Калмыкия и Северная Осетия-Алания. Опыт оказался успешным, и в 2010 году правительство России приняло постановление, которым на всей территории страны де-факто вводилась процедура оценки регулирующего воздействия. Мощным импульсом, подстегнувшим реализацию нововведения на местах стали и майские указы президента Владимира Путина.

В Ленинградской области активная работа в этом направлении началась в 2013 году. Была сформирована рабочая группа из числа экспертов, бизнес-сообщества и представителей органов власти. Координатором действий стал комитет экономического развития и инвестиционной деятельности регионального правительства. А следующим, вполне логичным шагом, должно стать принятие областного закона об ОРВ. И такая законодательная инициатива действительно была предложена к рассмотрению депутатам регионального парламента еще в декабре прошлого года.

Однако благое начинание в канун Нового года не прошло. Ряд депутатов из фракций ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ, не изучив вопроса, посчитали, что законопроект подразумевает создание добавочной структуры, контролирующей персонально их работу, и отвергли его.

«Подумали, что это запрещающая инициатива. А все как раз наоборот. Новый закон направлен на еще большую открытость и публичность в обсуждении вопросов законотворчества, причем конкретно в сфере инвестиционно-предпринимательской деятельности», -  отмечает депутат-единоросс, член постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Ильдар Гилязов.

В общем, в конце года парламентарии чего-то испугались или недосуг им было вникать в детали проекта, ведь впереди были зимние каникулы. Но если отбросить эмоции, то законопроект действительно предлагает механизм абсолютно публичной оценки принимаемых нормативных актов (законов, постановлений и т.д.) на предмет излишней административной нагрузки на бизнес, а проще говоря, волокиты. Причем анализ не будет ограничиваться мнением двух-трех пусть даже сверхкомпетентных экспертов.

Обязательным условием оценки станет широкое обсуждение законодательной инициативы на круглых столах и слушаниях с бизнес-сообществом, общественностью, представителями властных структур всех уровней. Более того, в законопроекте четко прописано, что процедура экспертизы и оценки не является блокирующей мерой, а носит рекомендательный характер. А организующим началом предложено стать комитету экономического развития и инвестиционной деятельности, тем более, что в рамках одного из департаментов этого комитета уже существует сектор по работе с ОРВ.

С технической точки зрения, авторы законопроекта предлагают определить срок оценки в 45 суток. Причем за перипетиями процесса можно будет следить любому желающему. Все материалы на всех этапах дискуссий будут оперативно размещаться в специальном разделе на сайте комитета экономического развития и инвестиционной деятельности правительства Ленобласти.

Несмотря на декабрьское недопонимание или нежелание ряда депутатов понимать, в наступившем году работа над законопроектом продолжилась. 14 января на заседании постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности ЗакСа были сняты последние «шероховатости» предлагаемого законопроекта. «На сегодняшний день ни у Правового управления, ни у Контрольно-счетной палаты нет вопросов к проекту закона об ОРВ. У наших коллег также не возникло при обсуждении ни одного вопроса», - подчеркнул депутат-единоросс Ильдар Гилязов. Поэтому члены профильной комиссии парламента планируют 28 января, в рамках заседания ЗакСа, предложить депутатскому корпусу принять законопроект сразу в 3-х чтениях.

А почему бы и нет, ведь в этом случае у бизнеса, общественности, органов местного самоуправления и профильных комитетов, то есть у всех участников процесса, появится законная возможность обсуждать, спорить, не соглашаться, а значит – улучшать те законы, которые определяют нашу экономическую действительность.

Вот и выходит, что не того испугались областные депутаты в минувшем году. Не общественного контроля им надо бояться, а того, чтобы нужная и полезная инициатива не превратилась со временем в профанацию. Так что главная работа должна начаться уже после принятия закона. По плечу ли она народным избранникам? Поживем-увидим.

Александр Колобов