Скачать

Страсти по налогу: перевозчики грозятся объявить забастовку

16 ноября 2015 года, 19:13

У перевозчиков пока нет понимания, где брать деньги на оплату.

Они не верили, но это случилось. 15 ноября в России ввели плату за проезд грузовиков по федеральным дорогам. Для машин массой более 12 тонн. Протесты перевозчикам не помогли.

В минувшую среду на Парашютной улице у поворота на кольцевую, к всероссийскому недовольству присоединились областные и петербургские транспортные компании. Интеллигентное несогласие - десятки грузовиков на обочине, чтобы не мешать движению, с включенной аварийкой. Правда, эмоций водители не сдерживали.

В итоге плату за проезд для грузовиков все же снизили вдвое. До марта она будет льготной – 1 рубль 54 коп. за километр. Послабления касаются и штрафов. Наказывать будут только на дорогах Московской области. В остальных регионах мораторий до мая. Правда, как пояснили нам местные перевозчики, уступки их не спасут: почти половина маршрутов проходит как раз через Московскую область. А штрафы – огромные. Для должностных лиц, водителей и индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей. Для крупных компаний – до миллиона.

15 ноября, когда заработали новые правила, водители снова вышли протестовать. По их словам, система «Платон», которая учитывает маршрут и списывает деньги со счета, к полноценной работе не готова. Получается – заплатить нельзя, а на штрафах – разоришься. Алексей Спиричев услышал обещание продолжить забастовку.

Алексей Спиричев, корреспондент
Несмотря на те послабления, которые были приняты на неделе в системе оплаты для грузовиков, водителей это не устроило. Акции протеста продолжились, в день запуска системы «Платон» многие водители заявили о десятидневной забастовке, некоторые угрожают закрытием, если в ближайшее время их требования не услышат.

День запуска системы "Платон" перевозчики начали с отмены рейсов. Клиентов ставили перед фактом. Последние угрожали неустойками, но водители были непреклонны.

Анатолий Карпов, перевозчик
Решили, что никуда не поедем до 19 числа, будем как-то исправлять эту ситуацию, чтобы систему «Платон» убрали.

Свои действия транспортники окрестили днём неповиновения. На стоянке возле рыбного порта в минувшее  воскресенье сотни человек. Водители и предприниматели решали, как работать дальше.

Анатолий Власин, владелец транспортной компании
Я сказал: если клиент оплачивает дорогу, я поеду, а если нет, я выезжать не буду. Плата, которую вводят, если посчитать от этого места до моих адресов в Московской области, равна тому, что я зарабатываю с этого рейса. Если я заплачу эти деньги, мне нечего делать это не бизнес.

Система сбора налога возмущает водителей ещё больше чем сама плата за проезд по федеральным дорогам. Всю неделю в офисах оператора системы «Платон» царила напряжённая обстановка. Очереди занимали на улице. Клиенты регистрировались, разбирались в механизме оплаты. Основной ажиотаж у окна выдачи бортовых устройств. Транспондеры оказались в дефиците. Очередь за ними уже сейчас на месяцы.

Тем, кто не получил заветные устройства, предлагали оплачивать проезд в терминалах. Но и это оказалось непросто. По словам представителя одной из транспортных компаний, она три часа простояла у терминала в попытках проложить маршрут. Устройство забрало деньги, но операцию не выполнило.

Оператор признаёт наличие сбоев, однако считает, что ситуация под контролем. Отобранные терминалом деньги вроде бы вернули всем.

Евгений Пепеляев, руководитель Северо-Западного филиала ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»
В основном это связанно с излишней эмоциональностью людей и желанием сделать всё и сразу. Многие из них месяцами отрицали, что эта система будет работать, но когда поняли неотвратимость, ринулись в офисы. К этому всё и привело.

Правила игры по одноразовым билетам перевозчики считают слишком жёсткими. Ехать надо строго по заявленной трассе и в выбранное время. Если опоздал или по каким-то причинам свернул, уже нарушитель.

Пётр Овчаренко, генеральный директор транспортной компании
Штрафы для юрлиц от 50 тысяч до миллиона рублей, если я нарушу закон, то могу смело закрывать бизнес, продавать свои машины в счёт долга государству.

Недавние заявления властей о моратории на штрафы для всех регионов, кроме Московской области, не утешили перевозчиков. Половина петербургских и областных грузовиков идет через центр. Пока специалисты устраняют «детские болезни» системы оплаты, записывают водителей в очередь за транспондерами, посты мобильного контроля уже фиксируют нарушителей.

Владимир Матягин, руководитель НП Грузавтотранс
Нам ёще полгода назад говорили, что топливо не будет повышаться, а извините, за полгода уже на два рубля топливо повысилось и с нас ещё хотят этот побор собирать, ну сколько можно доить, как говорится, если корову не кормить, а постоянно доить, то она умрёт. Вот скоро перевозчики умрут.

Платные автодороги для грузовиков уже давно действуют во многих странах Европы. Но, как считают многие эксперты, в России система запущена не в самое удачное время. В стране кризис, малый и средний бизнес дышит неуверенно, при этом тарифы не ниже европейских. В лучшем случае сбор повлечёт рост цен на товары, в худшем – затянет перевозчиков в кризис.

Виталий Новиков, автоэксперт
Конечно, эта система приведёт к очищению рынка, вымыванию из него мелких игроков, что не является хорошим сигналом. Может быть, логично было бы обеспечить преимущество для своей отрасли и обложить оплатой иностранных перевозчиков, тогда логически они бы вымылись с нашего рынка, и это дало бы стимул к развитию отечественной транспортной отрасли. Мне кажется, это было бы правильно.

У перевозчиков пока нет понимания, где брать деньги на оплату. Конкуренция на рынке высокая, цены демпинговые. Одно из предложений транспортников – перенести сбор на заказчика, принять закон, по которому он будет компенсировать его стоимость. Ряд компаний принципиально отказываются идти на компромиссы, считают, налог надо вообще отменить. В знак протеста все ближайшие дни они продолжат бастовать.

Напомним, новые правила действуют для всех перевозчиков, в том числе иностранных. На пограничных пунктах уже сейчас установлены офисы, где водители грузовиков могут получить специальные бортовые устройства.