Сокровища Извары

Сокровища Извары

8 июня 2015 года, 11:23

Николай Рерих считал, что название деревни Извара придумали индусы. Еще в детстве будущий художник вычитал, что на санскрите «исвара» означает – «господь».

Предположение весьма романтическое. Но кажется чересчур смелым и даже невозможным. Где Индия, а где Волосовский район Ленинградской области?! Впрочем, когда побываешь в самой Изваре, уже и не знаешь, что думать.

Про Извару слышали, наверное, все. А вот приезжали сюда, скорее всего, не многие. К своему стыду, я впервые побывал в рериховской усадьбе только полтора года назад. Тогда шла реставрация, дом стоял в лесах. Но само место завораживало. Старый парк с аллеями, причудливые детали фасада – даже через ремонт можно было различить необычный силуэт здания, похожего на замок. Мы ходили по комнатам, вживаясь в атмосферу того времени и привычки обитателей дома.

Интересно было все. В одной из витрин увидели горстку ржавых, практически истертых кругляков. Подпись что-то вроде: «Клад римских монет». С Рерихом это было не связано, экскурсовод на монеты не обратил внимания, мы и проследовали дальше.

Уже уехали из Извары, а я пожалел, что не поинтересовался про монеты.

Эта тема не давала мне покоя. И вот снова мы приехали в музей-усадьбу. Реставрация завершилась. Теперь уже можно рассмотреть и старый деревянный особняк, очаровательный и причудливый.

Я тут же рванулся к витрине… А там какие-то лапти. Мистика! Стал расспрашивать: может мне померещилось?
- Нет, - сказали сотрудники музея, - просто обновили экспозицию. А клад отправили в запасники, с ним работают ученые.
- И это вправду клад римских монет? И его нашли здесь? – не унимался я.
- Да, - спокойно ответили мне в музее, как будто я спрашивал здешнее молоко или привозное. – На самом деле клада нашли два. Оба – второй век…

Когда речь идет об одной находке, это может быть случайность. Но две – эта уже система. 
До больших городов от Извары далеко. В советское время это обстоятельство породило серьезные споры, насколько разумно открывать музей в Волосовском районе – поедут ли за сто километров от Ленинграда туристы? К счастью, музей открыли. И туристы сюда едут. А во времена юности Рериха такой вопрос вообще не стоял. Никому и дела не было до столиц. Жизнь была наполнена своим и смыслом, и творчеством.

В конце XIX века недалеко от изварской усадьбы начали работать археологические экспедиции Льва Ивановского. И мальчишки из всех усадеб тут же примкнули к ней. Был среди этих волонтеров и юный Рерих.

Экспедиция Ивановского стала первой попыткой найти материальное подтверждение древним русским летописям. Ведь эти записи в то время многими нередко воспринимались, как сказки и мифы. И, оказалось, что холмы и холмики вокруг – не просто какие-то особенности рельефа, а настоящие курганы. А то, что в них скрывается – подлинные сокровища, реальные остатки культуры тысячелетней давности.

Николай Рерих – известный художник, философ, основоположник всемирного движения по защите культурных ценностей. Но все это, как признавался в своих воспоминаниях сам гуру, взросло от юношеского увлечения археологией. В изварском доме среди мебели и семейных реликвий семьи Рерихов можно увидеть предметы, которые Николай Константинович нашел во время раскопок: украшения, глинные черенки, наконечники стрел… Во дворе старый каменный крест, который по легенде заложили под фундамент одной из церквей в округе. 

 

Но это приветы из XIV, XII, X веков. Рериху, кстати, попадались среди археологических находок и монеты. Это были все больше – кроны и эре – периода, когда Ижорскую землю после Смуты захватили шведы. А как же римские монеты?

Связался с Лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Г.С. Лебедева. Именно к ученым этой организации попали клады. А уже они передали их на хранение в музей Николая Рериха в Изваре, что вполне логично, учитывая страсть к археологии бывшего хозяина усадьбы.

- Находки римских монет на Северо-Западе – действительный факт, - сообщила старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Елена Михайлова. - Время от времени их обнаруживают как случайные находки или в составе кладов, однако открытие сразу нескольких кладов римских монет действительно было неожиданностью.

Клады нашел в 2008 году археолог-любитель. В первом – 30 монет, во втором – 12.

Ученые пока очень осторожны в своих оценках. Но очевидно, что клады зарыты еще во времена, когда Римская империя существовала.

На самом деле, даже чтобы провести идентификацию кладов пришлось немало потрудиться. Монеты были стертыми, изображения и надписи прочитывались с трудом. Но у римских сестерций есть своя особенность. В начале тысячелетия в империи разразился жесточайший экономический кризис. Денег в стране не хватало. И императоры пускались во все тяжкие, чтобы пополнить казну. Именно из этих времен знаменитая фраза «Деньги не пахнут», сказанная императором Веспасианом, когда его упрекнули, что он ввел налог на общественные туалеты. Тогда-то императоры и начали мошенничать с деньгами. Серебряные монеты сменили медные, а потом и вовсе латунные. Но даже дешевые сплавы «разбавляли» еще более дешевыми добавками, оловом, например. Причем каждый император, а их за этот период сменилось огромное количество, формировал свое «варево».

И проведя анализ состава каждой монеты, удалось узнать, что в клады вошли сестерции от Тита (79 – 81 гг.) до Люция Вера (161 – 169 гг. н. э.).

Естественно, учены провели раскопки на месте обнаружения кладов. И выяснилось, что они находились в могильниках древних племен. Причем, совершенно разных племен по своим обычаям, традициям и богам – одни своих родичей после смерти хоронили, а другие сжигали. Следовательно, римские монеты ходили по нашему краю и случайно редкостью не были. Выходит, у местных жителей были контакты с империей? Торговали ли они с Римом или участвовали в набегах с отрядами варваров?.. Но как-то монеты к ним попали. И ни одна или две – десятки!

Археологические экспедиции продолжают свою работу в этих местах. Ученые рано ил поздно докопаются до истины. И кто знает, какие сюрпризы нам откроются. Николай Рерих однажды мудро заметил: «Жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего».

Анатолий Аграфенин