Найти

Социальные аспекты энергосберегающих проектов теплоснабжения

Прошел достаточно значимый период с моментов принятия социально важных нормативных документов, определяющих вопросы энергосбережения. Корреспондент издания побеседовал на эту тему с директором филиала ЗАО «Форпост-менеджмент» в Санкт-Петербурге Александром Белоградовым.

– Проблему энергосбережения сегодня можно назвать одной из самых острых в сфере ЖКХ. На ваш взгляд, какие основные причины препятствуют ее эффективному решению?

– Не думаю, что стоит затрагивать все аспекты энергосбережения. Это слишком большая тема. Хотелось бы остановиться на наиболее актуальной и значимой, на мой взгляд, теме теплосбережения, которая позволит повысить безопасность теплоснабжения и минимизировать затраты потребителей, в первую очередь населения, на теплопотребление.

Для понимания вопросов следует охарактеризовать текущее состояние подавляющей части теплоснабжения. Первое – отсутствие электронных моделей теплоснабжения, позволяющих сделать первый и наиболее значимый шаг в решении задач теплосбережения, уменьшения затрат потребителей на теплопотребление. Второе – отсутствие современных автоматизированных систем контроля, учета, управления, регулирования и финансовых расчетов (включая унифицированные тепловые узлы у коллективного потребителя). Третье - формальное или некачественное проведение энергоаудитов систем теплоснабжения – для определения исходного технического состояния и создания плановой основы теплосбережения.

Четвертое – чрезвычайно низкий уровень безопасности (постоянная аварийность состояния) по причине отсутствия нормированного резерва генерации, высоких износа и коррозионного состояния оборудования теплогенерации и теплосетей, уровня теплопотерь, низкого уровня закольцованности сетей, что не позволит обеспечить теплом потребителей в периоды экстремально-низких температур.

Пятое – некомпетентность управления, применение неоптимальных и непрозрачных организационно-финансовых схем теплоснабжения (включающих систему тарифов, учета и расчетов), которые допускают иметь доход сверх самоокупаемости, относить потери в теплогенерации и теплосетях на потребителей, не всегда обеспечивают бездотационность, не позволяют задействовать для проектов энергосбережения организационно-финансовые схемы в виде энергосервисного контракта с окупаемостью затрат на проект за счет экономии.

Я умышленно перечислил аспекты в порядке приоритета, обеспечивающего максимальный эффект в части повышения безопасности теплоснабжения, уменьшения затрат потребителей на теплопотребление. Увы, но это факт, что удельное теплопотребление и, соответственно, затраты потребителей на эти цели в нашей стране в разы превосходят соответствующие показатели развитых стран. Пожалуй, раскрывая основные моменты исходного состояния, я ответил и на ваш вопрос.

– Почему на первое место по влиянию на теплосбережение и теплопотребление вы поставили создание электронных моделей теплоснабжения?

– Я бы сказал, что вопросы, обозначенные мной в качестве первых четырех приоритетов: создание электронных моделей теплоснабжения, автоматизированных систем контроля, учета, управления, регулирования и финансовых расчетов (включая унифицированные тепловые узлы), энергоаудит систем теплоснабжения), – должны решаться одновременно, параллельно и, как правило, в рамках одного финансового проекта. Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (в первую очередь пункт 38 главы 3 этого постановления, установивший содержание электронной модели системы теплоснабжения поселения и городского округа) дало прекрасный инструмент для решения огромного числа вопросов теплоснабжения, теплосбережения, теплопотребления. Предусматривается создание на базе соответствующих топосхем территорий (на основе аэрокосмической фотосъемки) информационных систем регионального, муниципального и местного уровней в рамках Государственной информационной системы. Появляется мощное средство поддержки управления, которое обеспечивает контроль, учет, управление, регулирование и финансовые расчеты в системе теплоснабжения. Это окажет поддержку потребителям, желающим экономить затраты на теплопотребление, сделает систему теплоснабжения «прозрачной» для потребителей. Создание электронной модели теплоснабжения дает существенный положительный экономический эффект для действующих предприятий, оптимизирует будущие экономические эксплуатационные затраты для вновь строящихся предприятий.

– За счет чего возникает экономический эффект при реализации таких проектов?

– Экономический эффект в первую очередь достигается за счет более полного использования тепла горячей воды, сезонного и суточного регулирования, итоговой корректировки договоров теплоснабжения в части уточнения расчета теплопотребления. Например, зачем в нерабочее время поддерживать высокую температуру в офисах при отсутствии в них персонала? В некоторых случаях бывает выгодно внедрение дополнительного параллельного электроподогрева воды теплоснабжения, используемого сезонно, взамен горячей воды системы централизованного теплоснабжения.

– Каковы сроки окупаемости таких энергосберегающих проектов теплоснабжения?

– Окупаемость затрат на создание электронных моделей теплоснабжения, автоматизированных систем контроля, учета, управления, регулирования и финансовых расчетов (включая унифицированные тепловые узлы), энергоаудит систем теплоснабжения – менее года. Сроки окупаемости при реконструкции генерации тепла и теплосети более длительные - до 2 – 9 лет в зависимости от организационно-финансовой схемы реализации проектов.

– В чем преимущества реализации энергосберегающих проектов по упомянутой вами организационно-финансовой схеме энергосервисного контракта?

– Схема реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисного контракта является оптимальной для системы теплоснабжения. Энергосервисная компания может привлечь до 100% финансирования, необходимого для полной реализации проекта. У заказчика нет необходимости вкладывать собственные средства компании или средства акционеров. Схема предусматривает длительные сроки возврата средств - до 7-ми, а в отдельных случаях до 10-ти лет. Обязанность по платежам у заказчика возникает только с момента ввода оборудования в эксплуатацию. Кроме того, существует возможность учета в плане-графике платежей неравномерности формирования выручки заказчика из-за сезонных и производственных факторов. Также надо отметить, что у заказчика не возникает краткосрочная задолженность в пассиве баланса по российским стандартам бухучета. Лишь в некоторых, я бы сказал исключительных, случаях становится необходимым дотационное софинансирование.

– Хотелось бы услышать конкретные примеры.


– Первый и наиболее успешный опыт Ленинградской области, достойный для тиражирования, – это проект, реализованный в Сосновом Бору по инициативе и при поддержке руководства области, муниципального образования, Ленинградской АЭС. Была разработана детальная электронная модель теплосети, внедрены унифицированные типовые узлы у потребителей, автоматизированная диспетчерская система контроля, учета, управления и регулирования.

Результаты впечатляют. Затраты окупились менее чем за год. Экономия тепла составила до 40%. Как следствие в Сосновоборском районе даже владельцы индивидуального жилья постепенно присоединяются к сервису электронной модели теплосети, обеспечиваемую сервисным предприятием, реализовавшим проект - Агентством энергосберегающих технологий и систем (г. Сосновый Бор), получая от этого существенную экономию затрат на теплопотребление. Это предприятие входит в соответствующий консорциум нашей компании.

Также нельзя не упомянуть проект по разработке электронной модели системы теплоснабжения Гатчины, включающей в себя модули учета и контроля устранения отказов, работы с обращениями граждан и заявками потребителей, подготовки к зимнему периоду. Проект реализуется «Форпост-менеджмент» в консорциуме с «Новыми технологиями» (Москва) при поддержке руководства области и по инициативе главы муниципального образования Александра Калугина.

Реализованы и реализуются соответствующие проекты и в других регионах. Все больше руководителей и акционеров крупных предприятий, администраций районов Ленинградской области и других регионов проявляют заинтересованность в реализации таких проектов. Электронная модель теплоснабжения позволяет не только решать вопросы, связанные с теплоснабжением, но и добавлять слоями в такую модель информацию по другим видам сетей (электро-, водо- и газоснабжения, водоотвода и канализации, др.), по кадастровым планам и техническим паспортам земельных участков, объектов и сооружений, а также любую управленческую, табличную и мультимедийную информацию.

Такая модель позволяет решать в том числе вопросы присоединений и развития сетей, обеспечить доступ ко всей информации населению и другим потребителям. Что особенно важно, внедрение указанных проектов, позволяет без больших затрат вывести большинство систем теплоснабжения из аварийной категории, то есть обеспечить за счет энергосбережения требование по обеспечению наличия нормированного резерва теплоснабжения.

– Какие факторы влияют на стоимость энергосберегающих проектов?

– Вы затронули очень важный аспект. Это, прежде всего, стоимость и доступность кредитных ресурсов, система отбора поставщиков, которая на настоящий момент законодательно передает в распоряжение банков огромные финансовые средства подрядчиков (сверх себестоимости) на период реализации проектов, увеличивая тем самым стоимость проектов и разгоняя инфляцию, отсутствие необходимых налоговых льгот.

Затратной является любая система тотального контроля и обеспечения. Вместо финансового обеспечения исполнения проектов необходимо внедрение фискальной экономической системы, ужесточение уголовной ответственности за неисполнение проектов должностных лиц – как заказчиков, так и подрядчиков.

– Что бы вы могли сказать о мировых тенденциях?

– Думаю, неким идеальным примером является общепризнанный на мировом уровне, проверенный временем, положительный опыт системы «народных» предприятий Канады. Это, действительно, пример для подражания. Этот опыт, несмотря на большие отличия в государственном устройстве и управлении, может и должен быть использован в России.

Если говорить об основных аспектах таких «народных» предприятий (а в число таких предприятий входят и АЭС Канады), то это директивное экономическое регулирование на региональном уровне, сбор налогов в региональный бюджет с отчислением установленного процента в госбюджет, обязательный возврат потребителям прибыли, полученной сверх самоокупаемости, в следующем годовом расчетном периоде, директивное регулирование стоимости услуг и продукции, директивные регулирование верхнего и нижнего уровней зарплат, запрет премирования и депремирования работников таких предприятий, «беспроцентное» финансирование из регионального бюджета сооружения объектов «народных» предприятий; принадлежность «народных» предприятий на 100% правительствам регионов. Очевидна и понятна каждому жителю страны социальная направленность экономической модели.

– Скажите, почему ЗАО «Форпост-менеджмент» интересен рынок энергосберегающих проектов?

– На это есть две причины. Первая – социальная направленность таких проектов. Это всегда было приоритетом деятельности нашего акционера – «Газпромбанка», который создал для реализации энергосервисных контрактов специализированную компанию – «ГПБ-Энергоэффект», с которой мы тесно взаимодействуем. Вторая – финансовая привлекательность этого рынка стоимостью многие миллиарды рублей.

– Можете немного рассказать о вашей компании «Форпост-менеджмент» и о себе?

– «Форпост-менеджмент» занимается реализацией на условиях «под ключ» проектов капитального строительства промышленного, гражданского и социального назначения капитального строительства в качестве технического заказчика, генподрядчика, лизингодателя.

Наша компания также выполняет услуги по разработке электронных моделей систем теплоснабжения, энергоаудиту объектов, оценке объектов собственности и бизнеса, финансовому, строительному и техническому аудиту проектов. Начиная с 2005 года, компанией реализованы сотни проектов общей стоимостью десятки миллиардов рублей. Это сооружение или реконструкция суперсовременных комплексов металлургии и механо- и термообработки, электро- и энергообъектов, строительство офисных и жилых зданий, школ, спорткомплексов, паркингов, сооружение вертолетных площадок, площадок сборки буровых, железных и автодорог, причалов, энергоаудит десятков объектов, аудит и мониторинг реализации крупного энергосервисного проекта в Нижнем Новгороде. Перечислять можно долго.

Золотой фонд компании – высокопрофессиональные руководители проектов, прошедшие школу сооружения масштабных советских, российских и зарубежных объектов. Если говорить о себе, то это окончание Ленинградского политеха, служба в ракетных войсках, работа на АЭС СССР, а также – по обмену – Канады и Германии, на строительстве АЭС Кубы и Индии, в комитетах Государственной думы РФ 2-го и 3-го созывов (жилищном и по обороне) в качестве помощника депутата, а также руководителем управления внутрипартийной жизни ЦИК общероссийской партии «Единая Россия».

– Что бы вы отметили в заключение нашей беседы?

– К сожалению, формат нашей беседы не позволяет глубоко осветить затронутые вопросы. Экономическая модель и деятельность предприятий социальной направленности должна быть проста, прозрачна и понятна каждому жителю региона. Регулирование социальных вопросов на региональном уровне должно быть более жестким и более самостоятельным.

Нельзя не отметить положительный и устойчивый вектор (или, как сейчас модно говорить, тренд), направленный на усиление регионального регулирования. Я имею в виду инициативы руководителей регионов, в том числе губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, по совершенствованию, повышению компетентности и ответственности руководства местного и муниципального уровня. Так, например, объединение администраций районов и районных центров (такое объединение уже началось в Гатчинском районе). Энергосберегающие проекты теплоснабжения активно поддерживаются рабочей группой по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ, губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Это, безусловно, ускоряет решение вопросов энергосбережения.

Беседовала Татьяна Хрулёва

Лента новостей