Правила должны быть для всех одни

Правила должны быть для всех одни

1 июня 2015 года, 16:27

В области пассажирских автоперевозок накопился целый комплекс проблем, и только системный подход поможет исправить сложившуюся ситуацию, уверен председатель правления Ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области Андрей Васильевич Баранов.

- В апреле этого года в Ленинградской области произошли два резонансных ДТП, в которых погибли люди, в том числе дети. Через некоторое время ожидаемо последовали увольнения целого ряда чиновников. На ваш взгляд, такие кадровые решения как-то могут помочь предотвратить подобные катастрофы в будущем?

- На взгляд всего профессионального сообщества, конечно, нет. К вопросу безопасности пассажирских автоперевозок надо подходить системно. На внеочередном собрании нашей ассоциации мы не в первый раз обсуждали эту проблему. Но чтобы наше мнение было наконец-то услышано, нам необходима встреча с губернатором Ленинградской области. Она очень нужна, хотя есть опасения, что в итоге встреча может не состояться. В том числе – из-за увольнений и сложившихся кадровых проблем.

- Что означает системный подход, о котором вы говорите?
- Недавно наша ассоциация отправила обращение к губернатору, в котором изложила свое видение решения сложившейся ситуации.

В первую очередь, необходимо создать эффективную систему организации контроля. Это необходимо сделать, чтобы наконец-то положить конец уловкам с нелегальными заказными перевозками. Да, многие из них сегодня функционируют как регулярные, но при этом требования-то к ним на два порядка ниже, чем к официальным перевозкам. Поэтому очень важно, чтобы у всех автокомпаний, работающих в этой сфере, была в наличии реальная, а не на бумаге материально-техническая база. Если ее не будет, то мы и в дальнейшем будем сталкиваться с большими проблемами.

Разумеется, чтобы соблюдать условия по безопасности, нужны большие вложения средств. Сегодня только официальные автобусные парки выполняют все необходимые требования. А большинство нелегальных перевозчиков экономят и все необходимые документы просто покупают. О какой безопасности тут может идти речь? Вот вам и результат. Ведь было очевидно, что все до поры до времени. Апрельские автокатастрофы тому очевидный пример.

Перевозчиков надо обязательно проверять! И нужно смотреть не только на медицинские освидетельствования и штампы от механиков. Надо, чтобы контролирующие органы хорошо понимали, где и в каких именно учреждениях получены те или иные документы. В конце концов, органы контроля должны выезжать прямо на место и убеждаться, как организована работа предприятия и можно ли верить документам, которые в этих организациях выдаются.

Кроме того, на мой взгляд, нужна аккредитация перевозчиков. Точно так же, как аккредитуют школы и медицинские учреждения. Это очень важно, ведь от работы автоперевозчиков зависит жизнь людей.

- Разбалансированная система организации контроля – это главная причина бед в отрасли?
- К сожалению, это только составляющая часть проблем. Помимо организации контроля, разумеется, нужны серьезные изменения в законодательстве. Если наша встреча с губернатором состоится, мы будем просить его стать инициатором по организации работы субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в разработке и внесении в Государственную думу существенных поправок в действующее федеральное законодательство. Ведь если на федеральном уровне ничего не изменить, то каждый субъект и дальше будет пытаться действовать по-своему. В итоге это опять ни к каким результатам не приведет.

Приведу пример. В Ленинградской области распоряжением губернатора создано государственное казенное учреждение «Леноблтранс», в функции которого входит организация регионального контроля за пассажирскими перевозками по пригородным и межмуниципальным маршрутам. Казалось бы, очень грамотная и необходимая инициатива. Но парадокс заключается в том, что 184-м федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на региональном уровне предусмотрена исключительно функция контроля над такси! То есть, по федеральному законодательству, у региональных властей нет никаких прав на контроль над организацией пассажирских перевозок автомобильным транспортом и это не единственное противоречие.

В 2013 году был принят, хотя и усеченный, по нашему мнению, закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области». В соответствии с ним были внесены изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», но затем по искам недобросовестных перевозчиков суды стали принимать решения в их пользу, мотивируя эти решения тем, что законодательные органы субъектов Федерации превысили свои полномочия, приняв законы об административных правонарушениях в своей редакции. Так, совсем недавно, 3 апреля, Ленинградский областной суд удовлетворил иск ООО «Автотранспортное предприятие №1» о признании не действующей статьи 6.4 закона Ленинградской области «Об административных правонарушениях», в которой как раз и прописана административная ответственность перевозчиков за нарушения в сфере организации  обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом  общего пользования. В феврале прошлого года  Верховный суд Российской Федерации вынес такое же определение по аналогичному иску в Чувашии.

Я уже не говорю о том, что необходимо, например, исключить произвол в муниципальных районах нашей области, где каждый делает так, как ему кажется нужным. Договоры на транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам заключаются без проведения конкурсов и  не на один год, а на три года.

Правила должны быть одни для всех районов. Одним словом, нужна единая система.

- Водители обоих автобусов, попавших в ДТП, неоднократно нарушали правила дорожного движения. И тем не менее, они работали в сфере пассажирских автоперевозок и даже перевозили детей. Что это, кадровые проблемы?
- Без сомнения, это свидетельство невероятной нехватки квалифицированных кадров. Я десять лет отработал в системе профессионального технического образования и прекрасно понимаю, что не восстановив систему профессионального образования, проблему не решить. По иронии, в здании, где сейчас находится комитет про транспорту и транспортной инфраструктуре Санкт-Петербурга, раньше было расположено ПТУ №32. Это было одно из лучших в Ленинграде учебных заведений, которое готовило кадры для предприятий пассажирских автоперевозок.

Поскольку в стране система подготовки квалифицированных кадров для пассажирских перевозок фактически развалена, то многие перевозчики берут на работу гастарбайтеров. Я, кстати, хотел бы здесь подчеркнуть, что на самом деле абсолютно неважно, кто откуда родом. Раньше в ПТУ учились и таджики, и узбеки, и представители многих других национальностей. И у них была возможность через систему обучения профессии адаптироваться к языку, к техническим условиям, культурным обычаям и т.д.

Сегодня же государство переложило функцию подготовки кадров в области пассажирских автоперевозок на бизнес. Но это ведь государственная задача! Именно государство в этой сфере должно быть главным. Если не вернуть старый, проверенный временем порядок, профессиональных кадров вскоре вообще не останется. Это касается не только автоперевозок. Это утопия, что бизнес создаст какие-то условия и будет в массовом порядке готовить для себя кадры. Есть, конечно, отдельные примеры крупных корпораций, которые обучают работников непосредственно для своих производств. Это, в первую очередь, крупнейшие компании нефтегазового комплекса. Но этого не достаточно в масштабах всей страны. Люди ведь все равно должны получать базовое начальное профессиональное образование.

- То есть, поскольку система образования в отрасли разрушена, то привлечение гастарбайтеров или водителей с многочисленными нарушениями ДТП – это вынужденная мера?
- Именно так и получается, но этому необходимо положить конец, иначе впереди  гораздо более серьезные проблемы. В советские времена зарплата водителя автобуса была в 1,5-2 раза выше средней зарплаты по стране. Люди стояли в очереди, чтобы получить эту работу. Была большая конкуренция, серьезный конкурс. Была создана возможность отбирать лучшие кадры из большого числа претендентов.

А сегодня, необходимо создать нормальные условия, чтобы предприятия достаточно зарабатывали. В наших условиях получается, что эти самые предприятия тратят собственные средства, в том числе, на подготовку и переподготовку кадров, я уже не говорю о выплатах нормальных зарплат.  Все это можно делать только с доходов, либо через субсидирование государством затрат.

Правительство Ленинградской области не должно стоять в стороне от этой проблемы. А когда по итогам резонансных ДТП в качестве крайних находят пару чиновников, то таким образом просто выпускается пар. А проблемы остаются.

- На ваш взгляд, насколько обосновано были уволены чиновники, о которых идет речь?
- Я не могу сказать про уволенных чиновников из других отраслей, например, образования. Без сомнения, директор отвечает за жизнь детей. Это однозначно.

Необходимо также понимать, что из себя представляли эти два рейса. Один из них был чисто заказным. Его никто не контролировал и по законодательству не имел на это права. Второй был муниципальным маршрутом в Выборгском районе. И здесь ответственность лежит непосредственно на перевозчике и на муниципалитете, который выступал заказчиком. Ведь именно муниципалитет сегодня диктует условия конкурса, проверяет перевозчиков, осуществляет контроль.

Увольнение заместителя председателя комитета по ЖКХ и транспорту – руководителя департамента транспорта Антона Геннадьевича Бучнева, на наш взгляд, несправедливо и, самое главное, не устраняет причины таких ДТП. Представители Ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области сказали об этом в обращении к губернатору, о котором я уже упоминал. Мы просто хотели выразить свою точку зрения и оказать поддержу этому человеку.

Я не говорю, что он был идеальным руководителем. И многие к нему имели свои претензии. Нельзя ведь быть угодным всем. Но мы все видели, что он действительно пытается вникнуть в проблемы отрасли. А «воспитать» хорошего чиновника – это очень  трудная задача. Чтобы стать хорошим руководителем, требуется минимум три года, а по факту у нас получается, что люди меняются, не успевая вникнуть в обстановку.

- Насколько сегодня «гласно» мнение вашего профессионального сообщества?
- Мы исходим из того, что о своих проблемах необходимо говорить. 25 июня состоится съезд Российского автотранспортного союза. Я подал просьбу на имя президента союза, чтобы меня включили в состав докладчиков. Я обозначил три темы, с которыми планирую выступить: взаимодействие органов власти и профессионального сообщества, совершенствование законодательства и правоприменительная практика закона о транспортной безопасности, а также меры по пресечению незаконных регулярных перевозок под видом заказных. Если мне дадут выступить, то я, конечно, еще обязательно обозначу и проблему подготовки кадров.

Наша ассоциация пока не являемся членом этого союза. В июле у нас будет общее собрание, на котором я буду предлагать вступить в союз. Мы должны использовать трибуну этого союза для донесения наших позиций.

Ведь если мы будем просто тихо сидеть и ждать, когда начальство все за нас решит и сделает, тогда точно ничего меняться не будет.

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы действуем не в пику власти. Мы хотим, чтобы наше мнение было услышано. В конечном итоге это будет полезно всем.

Именно поэтому нам так важно встретиться с губернатором. Помимо всех обозначенных проблем, на этой встрече мы хотим попросить выделить транспортную отрасль в самостоятельную управленческую структуру, то есть восстановить комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре.

Ещё более логичным было бы, как раньше, объединить комитет по транспорту с комитетом дорожного хозяйства. Тут хотя бы смежные отрасли. Ведь у комплекса ЖКХ и так столько проблем, а задачи, стоящие перед нашей отраслью тоже очень объемны.

Мы очень хотим, чтобы появились новые законы, программы, было организовано взаимодействие муниципалов, обновлен подвижной состав, а для этого в правительстве Ленинградской области необходим самостоятельный орган управления.

Нам также необходима личная встреча с губернатором. Если она и в этот раз не состоится, значит, по нашему мнению, отрасль пассажирских перевозок будет пущена на самотек. Честно говоря, не хочется в это верить.

Беседовала Татьяна Хрулёва.