Полет шмеля

Полет шмеля

21 мая 2015 года, 20:43

Достаточно побывать в Тихвине, чтобы сразу понять, откуда что взялось. Сохранился дом, в котором родился Римский-Корсаков.

Мохнатый шмель уткнулся мне в ногу, потерял равновесие и рухнул на землю. Но тут же очухался и улетел. Шуму от него было, как от вертолета.

Невольно вспомнилось: «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Но нет, пожалуй, это не про него. Слишком уж меланхоличная мелодия. А вот «Полет шмеля» - это в точку. Тем более у Николая Андреевича, тихвинского уроженца, было вдоволь возможностей понаблюдать за мощным маленьким насекомым.

Невероятно, но факт: Римский-Корсаков в молодые годы совершенно не помышлял о музыкальной карьере. Он видел себя покорителем морей, мечтал о дальних странствиях. И ему было с кого брать пример. Старший брат – Воин Андреевич, к моменту рождения Ники, как сразу окрестили младшего любимца в семье, уже заканчивал Морской корпус. Позже брат станет известным мореплавателем, гидрографом, адмиралом. Именем Воина Андреевича Римского-Корсакова назовут острова в Японском море!

К счастью, композиторский гений прорвался. Свою первую оперу «Садко» Николай Римский-Корсаков написал через год после своей первой «кругосветки».

В произведениях Римского-Корсакова музыкой буквально нарисованы и морские странствия, и древнерусские города – с их белокаменными стенами и золотыми куполами, и конечно, произведения композитора буквально впитали все звуки и шорохи родной природы.

В рейтингах самых-самых популярных мировых шедевров классической музыки неизменно присутствует произведение «Полет шмеля».

В престижном списке классики всех времен и народов «Лебедь» Сен-Санса может сменить «Турецкий марш» Моцарта, а «Утро» Грига – шопеновская «Фантазия-экспромт». А «Полет шмеля» в нем остается всегда. Тому есть свое, несколько необычное объяснение.

«Полет шмеля» – оркестровая интермедия, написанная Римским-Корсаковым для оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899 – 1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Царевна-Лебедь обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу. Как известно, оболганная завистливыми сестрами мать Гвидона вместе с младенцем-князем была отправлена в «море-окиян». Отец Гвидона, царь Салтан, не знает, что его сын и возлюбленная живы. Но те, в свою очередь, еще не знают истинное отношение Салтана к ним.

Словосочетание «Полет шмеля» не упоминается в нотном издании оперы, но за интерлюдией закрепилось именно это название.

Мировую известность «Полет шмеля» получил благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения: тональности меняются почти непрерывно, с огромной скоростью. Основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звука, а физическая возможность двигать смычок взад-вперед с колоссальной скоростью.

С недавних пор «Полет шмеля» стал классической презентацией виртуозов-одиночек и благодаря этому является самым известным в мире произведением такого специфического применения.

Именно этот факт стал своеобразным вызовом музыкантов. С конца 1980-х «Полет шмеля» появился в репертуаре многих супер-звезд. В 2002 году гитарист-виртуоз Виктор Зинчук был занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе – 270 ударов в минуту или 20 нот в секунду.

Этот рекорд побил рок-гитарист Тьяго Делла Вега – 320 ударов в минуту.

В октябре 2010 года скрипач Оливер Льюис исполнил «Полет» за 1 минуту 3,356 секунд…

Николай Андреевич написал 15 опер, 3 симфонии… Наиболее известные – «Садко», «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

Достаточно побывать в Тихвине, чтобы сразу понять, откуда что взялось. Сохранился дом, в котором родился Римский-Корсаков.

В «кабинете» маленького Ники, оборудованном старшим братом, на почетном месте фрегат, на котором Воин Андреевич плавал капитаном. А в центре гостиной большой рояль. Прямо из окон дома виден Богородичный Успенский монастырь – один из самых известных в православном мире. А рядом с домом, на набережной Тихвинки – еще одно уникальное место. Там, где сегодня стоит бывшая гарнизонная церковь, по преданию, в 1383 году и была чудесным образом обретена Тихвинская икона Божией Матери…



Природа и домашняя музыка, колокольный перезвон и стройная архитектура старинных стен и соборов – эти впечатления детства не могли не стать волшебной музыкой, которую подарил миру великий русский композитор.

Анатолий Аграфенин