Найти

Почему Ленобласть считается местом зарождения русского маячного дела?

Ленинградская область фактически является местом зарождения русского маячного дела. Неудивительно, что старейший в России маяк находится именно в 47 регионе.

О надёжных, старинных и красивых маяках области расскажет и подскажет, как и где их увидеть, историк, фотограф, член Русского Географического общества Андрей Стрельников.  

НЛО: На территории Российской Федерации находится 350 маяков. Сколько из них приходится на территорию Ленинградской области?

А.С.: Всего в Балтийском регионе около 30 маяков. И примерно добрая половина из них находится на территории Ленинградской области. На самом деле, что такое маяк? Маяк – это средство навигационного обеспечения, это путеводный огонь для мореплавателя, который светит на дальность более 10 морских миль.  Этот список можно было бы и расширить, потому что некоторые навигационные знаки, которые везде обозначены и числятся, как навигационные знаки, по своим световым характеристикам могут называться маяками.

НЛО: Зато на территории Ленинградской области находится, если не старейший, то один из старейших маяков в России.

А.С.: Да, это маяк Толбухин.  Пожалуй, он старейший на территории Российской Федерации. 28 августа 2019 года ему исполнилось 300 лет. Он был основан на достаточно опасной банке, к западу от острова Котлин по личному указанию императора Петра І. Сначала это был огонь, потом это было деревянное строение. Естественно с течением времени оно  разрушалось. И  вот эта нынешняя красивая белая башня, которая встречает всех мореплавателей, яхтсменов, идущих с запада к Кронштадту, была построена в начале XIX столетия. И даже с этой точки зрения, это тоже уникальный объект, потому что таких маячных башен очень мало.

НЛО: А почему называется Толбухин?

А.С.: Все дело в том, что первоначально этот маяк назывался Кроншлотский. Но в середине XVIII века его начали называть в честь офицера Толбухина. Именно под руководством этого офицера русские войска "опрокинули" шведский десант и не дали им захватить остров Котлин во время русско-шведской войны.

НЛО: А этот маяк можно посетить?

А.С.: Его можно посетить, но только по специальному разрешению Министерства обороны. Дело в том, что все морские маяки находятся в ведении Минобороны и являются военными объектами. Не случайно, даже маячники – это вольнонаемные служащие Министерства обороны. К сожалению, в рамках именно экскурсионной группы,  как туристу, это сделать невозможно. Это можно сделать по профессиональной необходимости. То есть, если ты пишешь книгу  про маяки и тебе необходимо ознакомиться с исторической конструкцией, то, безусловно, можно это сделать.

НЛО: Но издалека-то на него можно посмотреть?

А.С.: Да, конечно. Более того, как раз в Петербурге и в окрестностях в последние годы популярны туры по маякам. Ребята действительно возят. Экскурсовод рассказывает историю этого места, экскурсанты рассматривают фотографии, некоторые экскурсоводы еще и поют песни на морскую тематику и все дут дальше. Но на сам маяк не попадают.

НЛО: Учитывая такое большое разнообразие интересных мест, где можно увидеть маяки разных лет, начиная от XVIII века и заканчивая ХХ, создаются ли специальные  туристические маршруты по этим местам?

А.С.: Комитет по  туризму Ленинградской области подготовил несколько маршрутов по маякам. Мы можем, например, отправиться на южный берег Ладожского озера и походить мимо интересных и красивых маяков. Это Стороженский и  Осиновецкий маяки. 

НЛО: Почему Стороженский и Осиновецкий маяки, о которых Вы сказали, называют маяками-близнецами?

А.С.: Дело все в том, что они построены практически в одно и тоже время в самом начале ХХ века по практически идентичным проектам. У них еще были два брата, это Бугровский маяк, который сейчас находится в руинированном состоянии, хотя и действует. Маяк был разрушен во время Великой Отечественной войны. Также на восточном побережье Ладожского озера находился Табановасский маяк. Эти вот четыре маяка: Стороженский , Осиновецкий , Табановасский и Бугровский – это было четыре брата, это была большая семья. Но, к сожалению, война двух из них не пощадила. 

НЛО: А насколько реально существует проблема сохранения уже не действующих маяков от вандалов, от людей, которые, скажем так, не совсем аккуратно относятся к своему историческому наследию?

А.С.: В прошлом году Ленинградское областное отделение РГО в рамках нашего проекта "Маяки Северо-Запада России" вместе с Управлением навигации и океанографии проводили специальный круглый стол в рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума. И как раз обсуждали вот эту тематику маяков, как объектов культурного наследия. В принципе, большинство действующих маяков защищены от вандализма. Но заброшенных маяков на самом деле на территории Ленинградской области не так уж и много. По большому счёту, это  Нижний Николаевский маяк у форта "Кроншлот", но до него еще нужно дойти.  Вы знаете, я там бывал раза три, но все экскурсанты, видимо, как-то относятся  с уважением к этому "старичку", там ни надписей и ничего такого нет.

НЛО: А к каким еще маякам можно, по крайней мере, подобраться на расстояние вытянутой руки?

А.С.: В первую очередь, это Кронштадтские маяки и Задний створный маяк Санкт-Петербургского канала. Для того, чтобы им полюбоваться, необходимо приехать в Кронштадт, можно даже увидеть его с берега. Существуют экскурсии, можно арендовать катер. Капитан проведёт по Кронштадтскому фарватеру, покажет маяки, расскажет. Такие экскурсии есть. Потом, если вы боитесь, допустим, морских прогулок, они вам не нравятся, то  можете сесть в машину и доехать до прекрасного мыса Шепелевский с действительно красивым маяком. Если ехать из Петербурга, то примерно километров сто, не доезжая до Соснового Бора. На машине, в принципе, это полтора часа, не так много, и оно того стоит. Очень красивые закаты, очень красивый мыс, очень красивые виды. То есть, по большому счету, это как бы такой небольшой курорт.

Над подкастами работали: Наталья Костицина, Кирилл Манжула, Анна Шаповалова.

Лента новостей