Скачать

Победу принёс бронепоезд

10 мая, 18:07

Именно развитая сеть железных дорог в 1941 году помогла сдерживать наступающих немцев.

Олег Кузьмичев, корреспондент
Эта дорога недалеко от посёлка Лебяжье и станции Краснофлотск в 1941 году шла вдоль забора с колючей проволокой. И попасть на ту территорию было очень сложно. Нужно было знать специальный пароль. Когда постовой спрашивал — вы к кому? Нужно было ответить — к Борису Палычу. Борис Палыч — потому что БП, бронепоезд. Здесь находилась база бронепоездов Ораниенбаумского плацдарма.

Два бронепоезда, которые воевали у форта Красная Горка сначала имели только номер — бронепоезд 7 и бронепоезд 8. «За Родину» и «Балтиец» их назовут уже во время войны. Оставшись на плацдарме, по сути, в кольце — были здесь главными трудягами. Когда линия фронта очень близко, большие калибры фортовых орудий не так эффективны.

Александр Сенотрусов, краевед
Параллельно линии фронта ставят железнодорожные пути, и, когда особенно тяжело, когда пехоту нужно поддержать, туда выдвигается, и последний километр, почти доталкивая людьми, чтобы не слышно было, встает. И его 10-12 орудий и становятся артиллерийской поддержкой пехоты.

После подрывов поезда собирали заново, из чего могли. Бронепоезд «За Родину», например, получил корабельную пушку Б13 с крейсера «Аврора», который был в этот момент притоплен в Ораниенбауме. И, конечно, строили новые, всю войну.

Бронепоезда, без которых, как говорят историки, не обошлось ни одно крупное сражение Великой Отечественной пришли ещё из времён первой мировой. К 41 году, когда строительство танков ещё не было полностью налажено, именно развитая сеть железных дорог помогла сдерживать наступающих немцев. Контрольные тележки по краям, платформы с зенитным орудием и в середине сам паровоз — чаще всего обычный из серии О, только обшитый бронёй.

Владимир Зорин, старший научный сотрудник музея железнодорожного транспорта
Именно этот паровоз ОВ-6640 как раз входил в бронепоезд, был забронирован. И доказательством этому служит — видите, какая у него неказистая будка. Такую будку сделали в дэпо, во время разбронирования, потому что во время бронирования будку переделали.

В Лебяжьем, Киришах, Будогощи, Выборге и, конечно, у дороги жизни. Бронепоезда воевали по всей Ленинградской области. Василий Петрович Акимов служил на пятерке — бронепоезд номер 5 — первым номером расчета зенитного орудия. На станции Осиновец и у Борисовой Гривы его бронепоезд отражал налеты немецкой авиации. Состав обеспечивал безопасность доставки продовольствия в Ленинград и эвакуации оттуда людей.

Василий Акимов, ветеран Великой Отечественной войны
Показались самолеты, наводчики сразу ловят в перекрестье, два наводчика — один по горизонтали ведёт, другой — по вертикали. Как только поймали в перекрестье, он кричит — цель поймана. И вот тут мои секунды пошли, я должен как можно быстрее совместить полётное время снаряда с полётным временем цели, я должен их совместить и громко крикнуть — есть совмещение, заряжай! И 4 орудия сразу бьют в цель, через каждые 5 секунд.

С поездами после войны у Василия Петровича так и осталось на всю жизнь. Больше 50 лет он проработал на железной дороге. Никуда уйти не смог. Зато сами поезда с бронёй давно разошлись на металл. Под Лебяжьим поисковики нашли часть бронепоезда, точнее даже целый борт. И этот как раз броня поезда «За Родину».

Александр Сенотрусов, краевед
Где-то 6-8 миллиметров толщина верхней части брони. Здесь вот окно, там у него поворотные жалюзи. Это там, где он соприкасался, стоял на рельсовом пути, и снова с той стороны броня, а в середине, с арматурой железной, залит бетон.

Но они так и остались — почти не сохранившимися в памяти орудиями победы. Их списывали сразу после окончания боёв, часто уже через неделю. Они нужны были в самое жесткое и сложное время.

Александр Сенотрусов, краевед.
Движение бронепоезда, постоянное движение, означало уверенность, что всё идет в нужном направлении, и рано или поздно это будет завершено победой.

Олег Кузьмичев, корреспондент
Чтобы хоть как-то сохранить и спасти память о бронепоездах, которой сейчас почти не осталось, как и самих бронепоездов — их последние распилили еще в 90-е годы, есть идея вот этот чудом сохранившийся кусок брони, который сейчас просто валяется, вывезти на территорию форта Красная Горка и там установить рядом с другими железнодорожными орудиями. Чтобы все знали — победу принёс и он — бронепоезд.

 Спецпроект, посвящённый Дню Победы, смотрите на сайте 47 канала.