Первой российской электричке "Былине" исполнилось 25 лет

Первой российской электричке "Былине" исполнилось 25 лет

20 июля, 17:31

Без пяти минут семь. Час пик на платформе Витебского вокзала. Спешащие пассажиры вряд ли догадываются, что торопятся на уникальную электричку. Обратите внимание на порядковый номер ЭТ2 001. Это первый российский электропоезд, произведенный после распада Советского Союза. Ровно 25 лет назад он впервые отправился в путь.

Валерий Фенёв, корреспондент

Петербург-Павловск. Полчаса в пути. Будничное – "двери закрываются", уличных певцов в вагонах сменяют торговцы, а за ними контролеры. Поезд-юбиляр свой день рождения отмечает под стук колес, оставляя за собой очередные километры рельсов и шпал. 

Вот у меня сохранилась телефонограмма: "Командируйте машиниста Вавилова для сопровождения ЭТ2 001.

Исписанный, уже пожелтевший лист - словно из доисторической эпохи. 27-летний машинист Владимир Вавилов получил телефонограмму из Торжка в июле 1993. "Принимайте первый российский электропоезд".   

Никто и не подозревал, что это выльется... первая платформа, транспаранты. Петр Первый с Екатериной, кота внесли первого. Батюшка освятил поезд. В общем, по полной программе. 

Владимир Вавилов,  первый машинист электропоезда ЭТ2 001

После распада Советского Союза на территории современной России оставалось два профильных вагоностроительных завода - в Торжке, он работал по спецпроектам Министерства обороны, и в Демихово - он специализировался на узкоколейной железной дороге. Между ними начинается настоящее капиталистическое соревнование.  К июлю 1993 года, когда Торжок с помпой представил свою первую электричку, в Демихово лишь закончили строительство пассажирских вагонов. Так в России появился свой электропоезд под номером один. 

Валерий Фенёв, корреспондент

Первую отечественную электричку собирали два года. Какие только ноу-хау не испробовали, инженеры просто фонтанировали идеями. Если у нас лучшие самолеты и танки в мире, так, электропоезд построим по новым технологиям. Тогда было модно слово "конверсия" - военные технологии применяли для гражданских нужд. Как говорится, пускали их в мирное русло. 

Хотели в кабине машиниста использовать с вертолетов переключатели для управления дверьми – тоже не пошло. Свою схему с промежуточным реле хотели придумать - тоже не прижилось. 

Владимир Вавилов, первый машинист электропоезда ЭТ2 001

Но все закончилось банальным копированием рижских электричек с небольшими изменениями. Вот они рядом в депо - бабушка и внук. Уже едва ли не антикварная рижская и поезд новой России. 

Единственное, что отличает нашу машину от латвийской – это некоторое различие в кузове, сделана новая кабина, ну, и внутри для пассажиров изменена конструкция сидений. Они стали антивандальными.  

Вячеслав Герасимов, технолог вагонного депо "Санкт-Петербург Балтийский" 

В реалиях того времени первая отечественная электричка - событие планетарного масштаба. Соответствующий и размах презентации. Владимиру Вавилову вручили реверсивную рукоятку и именные часы. Назвали поезд "Былина". Но машинисты по-свойски говорили "копейка". "Виват – Россия. Торжественное начало испытаний первой отечественной электрички и строительства высокоскоростной трассы Петербург-Москва". Так писали газеты.

В тот июльский день высокопоставленные чиновники сбились с ног, торопясь с одной церемонии на другую. Здесь - на Лиговском проспекте, на месте торгового центра должен был располагаться вокзал первой в России высокоскоростной магистрали. Под его строительство снесли несколько исторических домов, вырыли котлован. Все. В народе этот котлован  прозвали самым дорогим в мире. На несостоявшийся проект успели потратить до четырехсот миллионов долларов.           

Валерий Фенёв, корреспондент

С Дмитрием Сергеевичем Лихачевым мы с ним разговаривали. Он говорит: "Так прекрасно будет – мы поедем в Пушкинский музей, они в Ленинград - в Эрмитаж". 

Вячеслав Бухаев, архитектор, скульптор

С архитектором Вячеславом Бухаевым пробираемся вдоль берега реки Славянки. Он все оглядывается – вроде здесь, а вроде нет.  

Он там где-то был. Вот так - 2 метра. Ну, в принципе как здесь... или нет... повыше... холм такой.

Вячеслав Бухаев – автор памятного знака в честь начала строительства высокоскоростной магистрали. Гранитный верстовой столб с указанием 18 километра трассы.  

Народу было – не протолкнуться. Автобусов 10 завезли. Иностранные меня поразили, тогда приехали важные англичане такие, французы. Их тоже было человек 30. Видно, что одеты так, в костюмчиках хороших. Видно, что иностранцы – дяди Сэмы такие, подтянутые, в галстуках.

Вячеслав Бухаев, архитектор, скульптор

Два часа до Москвы – и сегодня это нереальное время. А уж для 1993 года… Хотя  в то время глава Октябрьской железной дороги, а впоследствии министр путей сообщения России Анатолий Зайцев уверен, что у проекта было будущее. Землю под новую трассу выделили. Инвесторы согласились вложиться. 

Слишком много шума было по яме, по кредиту английскому. Но сам кредит свидетельствовал о том, что банки доверяют. Так в чем же дело?

Анатолий Зайцев, начальник Октябрьской железной дороги (1987 - 1996 гг.)

Первый губернатор Ленинградской области Александр Беляков считает, помешали проекту интересы в то время Министерства путей сообщения. Новая самая прибыльная линия Петербург-Москва становилась частной. В ведомстве попросту побоялись потерять значимую долю доходов от перевозок. 

Верхушка железнодорожная испугалась, в лице министра, его окружения – они испугались, так как дорога была бы не их, они бы сняли, лишились части прибыли. В угоду мелким, частным интересам государственной железной дороги была ВСМ принесена в жертву.

Александр Беляков, губернатор Ленинградской области (1991 - 1996 гг.)

Есть и другая точка зрения.

Неверие, что России нужно высокоскоростное движение. Министр мне задет вопрос, технико-экономическое обоснование сделано, какая цена билета? Я говорю, 30 долларов. Он мне: да кто поедет? Кому нужна дорога, кругом нищета. Меня до сих пор удивляет, что тогда люди не верили в будущее России.

Анатолий Зайцев, начальник Октябрьской железной дороги (1987 - 1996 гг.) 

Так на месте проектируемого вокзала оказался котлован. Который пригодился разве что МЧС –  его использовали как полигон для учений.

Когда я видел этот котлован, где галерея, вспоминая закладку, был расстроен. Потому что в котловане вода стояла, столбы торчали с ржавой арматуры. Я вспоминаю пафос весь, закладка капсулы, свая забита, шпалы были проложены… 

Вячеслав Бухаев, архитектор, скульптор

А памятник исчез – во время прокладки в Петербурге Софийской улицы его убрали за ненадобностью. В надежде найти хотя бы капсулу с указом Бориса Ельцина о строительстве магистрали, ее заложили под верстовым столбом, мы обратились к поисковым отрядам. 

Цветнину показывает. Слышишь? Цветной металл. Вот он. Леха, в натуре копни, здесь че-то цветное показывает. Прям, оборался уже.

Но вместо капсулы - лишь пробка, да часть мангала…

В Москву за два часа –  эта цель так и осталась недостижимой. "Сапсан" смог развить максимальную скорость - около трехсот километров в час. Первая электричка разве что ускорила карьеру Владимира Вавилова, теперь он машинист "Сапсана". Один из идейных вдохновителей проекта ВСМ Анатолий Зайцев теперь говорит о скором введении транспорта на основе магнитной левитации А "копейка" продолжает "пылить" по старым шпалам, словно подтверждая – мечты о сверхскоростях так и остались "Былиной".

Валерий Фенёв, Сергей Дедюро, Алексей Писарчук и Антон Пашукевич, "Последние известия".

Оставить комментарий  /

Комментарии  /  0


Сюжеты по теме  /