Отрасль пассажирских автоперевозок важна не менее, чем ЖКХ. Часть 2

Отрасль пассажирских автоперевозок важна не менее, чем ЖКХ. Часть 2

2 апреля 2015 года, 17:36

47channel.ru продолжает беседу о ситуации в отрасли пассажирских автоперевозок Ленобласти с председателем правления Ассоциации автоперевозчиков пассажиров в Ленинградской области Андреем Барановым.

- Одна из главных расходных статей любого автопарка – это топливо. В этом вопросе автоперевозчики также предоставлены сами себе?
- Обеспечение областных пассажирских транспортных предприятий качественным и конкурентным по цене топливом – действительно одна из основных проблем. В Ленинградской области, в городе Кириши, работает один из лучших в России нефтеперерабатывающих заводов. Понятно, что по объемам поставок нам нереально участвовать в торгах на бирже, поэтому мы считаем крайне важным добиться выделения квоты хотя бы в 400-500 тонн в месяц для автотранспортных предприятий области, но решить данную проблему можно только на уровне губернатора.

- Что даст такая мера?
- Она, с одной стороны, повысит финансовую устойчивость областных перевозчиков, так как экономия составит не менее 6 рублей на 1 литр дизельного топлива. А в структуре затрат дизтопливо составляет большую долю. А с другой стороны, это решение сможет остановить рост тарифов на пассажирские перевозки, что является очень важным фактором социально-экономической политики правительства Ленинградской области.

- Стоит ли ждать повышения цен на перевозки в случае увеличения цен на топливо?
- Я думаю, нет. Потому что сам перевозчик не может назначать цену. Он обусловлен контрактом.

- Получается,  что перевозчик будет  работать себе в убыток?
- Естественно, он будет работать себе в убыток и обанкротится. Если не будут  найдены какие-то механизмы.

- Например? Какой вы видите выход?
- Во-первых, надо определиться с рынком. У перевозчика должна быть возможность не только выживать, но еще и развиваться как-то. Кто-то должен этот рынок планировать, изучить потоки. Это должны сделать органы управления. Надо определиться с емкостью рынка. Ну не может быть такой ситуации, как сложилась, например, в Тихвине. Там на одном маршруте, где надо условно десять автобусов, их по факту сорок. И все они наперегонки гоняют как таксисты, отыгрывая друг у друга каждую копейку. Это хотя бы с точки зрения безопасности неправильно.

А во-вторых, нам необходимо четкое федеральное законодательство. И здесь самая большая проблема не написать этот закон, а принять его. Думаю, для этого нужно объединить усилия не только автоперевозчиков из разных регионов, но и региональных органов власти. И на наш взгляд, ключевую роль здесь должно сыграть Полпредство президента в Север-Западном федеральном округе.

Правоприменительная практика в нашей сфере – это в принципе отдельный разговор. Выполнение требований 16-го федерального закона «О транспортной безопасности» в первую очередь касается тех предприятий, которые работают легально и имеют материально-техническую базу. И сегодня стремление контролирующих органов унифицировать требования безопасности к автовокзалам и автопаркам в Ленинградской области без учета финансовых возможностей предприятий и объема пассажирских перевозок ставит под вопрос существование самих предприятий. Парадоксально, но факт: требования данного закона одинаковы к автостанции города Подпорожье и аэровокзала Пулково. Я уверен, что в решении данного вопроса необходимо руководствоваться одним из принципов данного закона, а именно: «обеспечение транспортной безопасности является взаимодействием субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не только транспортных предприятий».

- Я правильно понимаю, что во многом проблемы перевозок в Ленинградской области связаны с несовершенными законами и нормативно-правовыми актами как на федеральном, так и на областном уровне?
- Да, это так. К сожалению, закон Ленинградской области № 30-03 от 21.05.2013 г. «О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области» носит слишком «рамочный характер». В нем полномочия правительства области сведены только к ответственности за состояние даже не дороги в целом, а лишь проезжей части автомобильных дорог регионального и межрегионального значения, по которым проходят межмуниципальные маршруты, и данный закон регулирует отношения, связанные с организацией только межмуниципальных маршрутов.

Руководители транспортных предприятий неоднократно высказывали свои предложения и замечания по проекту закона. После его принятия в первом чтении Ассоциация автоперевозчиков пассажиров подготовила и направила свои предложения о внесении поправок в закон во втором и третьем чтении. Но ни одно предложение не было учтено.

Мы считаем, что Ленинградской области крайне необходим полномасштабный закон «об организации транспортного обслуживания населения» и стратегия развития пассажирских перевозок, которые должны определить принципы организации, регулирования, финансирования, модель владения и управления объектами транспортной инфраструктуры. Организацию перевозок в принципе необходимо взять на областной уровень. Чиновники не должны заниматься только конкурсами. Необходимо разработать соответствующую программу, разобраться кто кому какие субсидии платит.

Все говорят, что если область возьмет на себя организацию пассажирских перевозок в целом – это будет стоить неподъемных денег, я думаю в этом надо разобраться. Сегодня, муниципалитеты несут финансовую нагрузку только по субсидиям, а за льготников нагрузку несут бюджеты области, Санкт-Петербурга и РФ, при этом некоторые муниципальные образования субсидий не платят. Просто для начала надо разобраться, кто, за что и сколько должен платить.

27 марта состоялось общее собрание автоперевозчиков, входящих в Ассоциацию Автоперевозчиков пассажиров Ленинградской области. На нем было принято обращение к губернатору о необходимости встречи с ним для обсуждения сложившейся ситуации на рынке автоперевозок и принятии неотложных антикризисных мер. Мы очень надеемся, что эта встреча в самое ближайшее время состоится и наши предложения непременно будут учтены при принятии необходимых для нашей отрасли решений.

Беседовала Татьяна Хрулёва.