Скачать

Полет мечты: сядут ли "гражданские" на военный аэродром Сиверский?

17 октября, 19:57

Главная тема недели: будет ли у Ленобласти свое "Пулково".

Военные готовы пустить на свой аэродром в Сиверском гражданские самолеты. Факт пока не свершившийся - лишь договор о намерениях между правительством Ленобласти и российским ДОСААФ. И все же событие. Первая конкретика к давним разговорам - построить под Гатчиной аэропорт для лоукостеров. Мечта летать в родной стране бюджетно - дешевле, чем ЗА ее пределами. Пока же - лишь легенды о лоу кост - из жизни заграничной. И ностальгия по финскому аэропорту в Лапеенранте - теперь закрытом - полетам за 15 евро в Барселону и 20 - в Дюссельдорф.

Инвестора, готового реконструировать военный аэродром в Сиверской пока не называют, среди возможных - «Евросиб». Известно, что компания активно продвигала проект гражданского аэропорта еще в 14 году. Тогда же совещания в полпредстве на тему низкозатратных авиаперевозок в регионе. И предложения экспертов от авиации.

Были они разными. В том числе строить гражданский аэропорт в Кронштадте на намывной территории. Среди вариантов - числилось еще Левашово. Тоже военный аэродром. На его территории свой проект сейчас осуществляет компания «Газром-Авиа». Строит новые полосы для собственной бизнес-авиации. В закрытом режиме - объясняя это тем, что главным хозяином в Левашово останется Минобороны. План строить аэропорт для бизнеса - был и в Усть-Луге. На территории порта даже выделяли землю, но из-за кризиса - проект остается пока на бумаге.

Вот и выходит - строительство гражданского регионального аэропорта под Гатчиной единственная, из оставшихся, мечта - полететь недорого. И область готова за нее платить. Взамен аэродрома Сиверский - восстановить для нужд ДОСААФ запущенный аэродром в Сиворицах - это тоже под Гатчиной - для допризывного обучения десантников ВДВ. Валерий Фенев о предстартовой подготовке проекта будущего.

 Александр ДРОЗДЕНКО, губернатор Ленинградской области:
- Любой регион вправе иметь свой аэропорт.

Однако пока в областном проекте есть много «но» и «если». Это тот случай, когда сам факт важен, а рассказывать еще нечего. Вот и губернатор на подписании соглашения просит не торопить события, обещая подробности, цитата «отдельным письмом».

Валерий САРАНЧЕНКОВ, в 1993-1998 гг. руководитель црп аэродрома «СИВЕРСКИЙ»:
- Сейчас ничего нет, кроме полосы и рулежки. Светотехническое оборудование снято. Поэтому, чтобы здесь восстанавливать, это надо очень много сил потратить.

Вот она - взлетно-посадочная полоса перспективных воздушных ворот области.

Сквозь стыки бетонных плит пробивается сорняк. Одинокий велосипедист наматывает круги по, кажется, заброшенному аэродрому. Валерий отслужил здесь добрых три десятилетия. Сиверский построили еще до войны и использовали вплоть до 2011 года. Здесь базировался истребительный полк: летали Су-24. Говорит, что аэродром соответствовал первому классу по военным стандартам. И тут же добавляет - была в истории аэродрома и малоизвестная веха гражданских перевозок.

Валерий САРАНЧЕНКОВ, в 1993-1998 гг. руководитель црп аэродрома «СИВЕРСКИЙ»:
- Когда была стоянка. Когда занимались грузоперевозками. Здесь три ИЛ-76 стояли, а там два АН-12. Выруливали через запасную полосу. Разметка еще вон осталась, видно.

На заре перестройки в Сиверском начали грузоперевозки. Тяжелые самолеты использовали аэродром, как пересадочный, были и прямые рейсы на крайний Север. Специально, для гражданской специализации Сиверского удлинили взлетно-посадочные полосы, построили карман.
– Мы прекратили работать в 94 году, но военные еще здесь стояли. Военные тут самолеты ставили.

С тех пор вся инфраструктура пришла в негодность. Часть плит взлетной полосы местные уже растащили, ангары разграблены. На утиль пустили и последний самолет – его как памятник хотели установить в поселке. Аэропорта, по сути, нет.

Валерий Фенев, корреспондент:
- После закрытия аэродрома Сиверский оказался на распутье. С авиацией была связана судьба нескольких поколений посельчаен. Часть гарнизона все-таки перевели в Мончегорск, но большая часть военнослужащих были вынуждены уволиться. Работы нет. И люди бегут из Сиверского, бросая свои квартиры.
ЭКСПЕРТ:
- Желания достаточно. А вот средств недостаточно. Аэропорт дорогое удовольствие. Помимо того, что это большая инфраструктура и дорогая, и это еще и дорогие специалисты – высокого уровня. И если даже перевозки низкие. 20 человек всего в самолете, то специалисты отвечают за жизнь каждого.

Один из последний рейсов c аэродрома Ржевка. Принадлежал Петербургу, но находился на территории Ленинградской области. Перелеты по всей России. А вот эти кадры мы снимали три года назад. Тогда бывшей руководитель Ржевки показывал европейский сертификат соответствия. Убеждал, что аэропорт может выжить.

Картина дня сегодняшнего лишь подтверждает - свой аэропорт – это не то, что дорогое удовольствие, а порой неподъемная ноша.

Валерий Фенев, корреспондент:
- Три года назад, когда в области заговорили о собственном аэропорте, Ржевка переживала судьбоносные перемены. До этого десятилетия билась за выживание. Рассматривались проект размещение здесь бизнес авиации, ближнемагистральной. Даже пробные рейсы в Минск запустили. Но в итоге аэропорт продали строительной компании. И она уже заявила, осенью, они вобьют первую сваю на территорию аэропорта.
Строительство аэропорта в Сиверском это не только огромные затраты. Есть еще одно но - соглашение с Петербургом, связывающее по рукам. Семь лет назад тогда главы регионов Валерий Сердюков и Валентина Матвиенко договорились: у Пулково не должно быть конкурентов в радиусе 450 километров. Впрочем, нынешнее руководство области это правило готово оспорить.

Александр ДРОЗДЕНКО, губернатор Ленинградской области:
- Петербург же не согласовывает с нами строительство объектов внутри границ города. Так почему мы должны согласовывать строительство объектов траснпортной инфраструктуры в границах Ленинградской области? Мы должны это согласовывать это с профильными министерствами и ведомствами, что мы и будем делать.

И если бы только навязанная монополия. Статус Сиверского, еще та загадка. Официально он находится в управлении ДОСААФ, с которым область ударила по рукам, но есть ведь еще и военные. Глава общества, бывший замминистр обороны Александр Колмаков, об этом говорит по-армейски коротко. И вдобавок уклончиво.

Александр КОЛМАКОВ, председатель ЦК ДОСААФ РОССИИ:
- Это аэродром совместного базирования.

Все, о чем удалось договориться с ДОСААФ это обмен. Общество уводит свою технику в соседние Сиворицы. Она уже там. На полуразрушенном аэродроме готовят по заказу Минбороны будущих военнослужащих ВДВ. По соглашению, область в Сиворицах по сути обязуется построить новый аэродром .

Александр ВОЛКОВ, начальник гатчинского авиационно-спортивного клуба ДОССАФ РФ:
- Построить взлетно-посадочную полосу размером 1200 на 30, кроме этого стоянка автомашин, гостиницу, канализацию, освещение, охрану оцепление.

В соглашении пока ни слова о сроках реализации проекта. Не зря называется рамочным. Сейчас главное понять, с кем договариваться, с минобороны, минтрансом, с Петербургом. Так что от полета мысли до полета самолета из Сиверского еще далеко. Как говорят диспетчеры: вылет рейса задерживается. О новом времени будет объявлено позднее.

Валерий Фенев, Сергей Дедюро, Андрей Смирнов и Антон Пашукевич, Ленинградское время