Скачать

Ленинградский проект "Автолавки в село" вошёл в число лучших инициатив России

1 октября, 3:37

Проект Ленинградской области «Автолавки в село» может стать победителем Всероссийского конкурса в номинации «Создание комфортных условий проживания».

 Организаторы уже выбрали более трехсот номинантов из 68 регионов страны. Лауреатов назовут на Международном инвестиционном форуме «Сочи 2016».

В то время, как первая автолавка отправилась в свой путь, грузовик продавщицы Юлии ждет своей очереди у пандуса. Загружают всего понемногу, но самое необходимое. Разнообразием сортов колбас передвижной магазин покупателей не обрадует, зато предложит продукты собственного производства. Если сделать эти кадры черно-белыми, сразу и не поймешь: хроника это советской продкоооперации, или всё-таки на дворе двадцать первый век.

Людмила Дылдина, председатель совета Кингисеппского РАЙПО:
- На центральный усадьбах мы стараемся, там люди более богатые живут, а сельское население, что просим, то и везём им. Они уже привыкают к этому ассортименту – к колбасным изделиям, к молочке привыкают.

Действительно, это - наследие советской эпохи, но вряд ли когда-нибудь ему суждено стать пережитком. В Кингисеппском районе десятки отдаленных деревень. Вроде и живут в них постоянно порой два – три человека, но автолавка и до них добирается. Водитель нажимает на клаксон. Теперь в Раговицах все знают, продукты привезли.

Любовь Гаврилова, житель деревни Валья: 
- Ближайший город – Кингисепп, и до него тоже надо еще доехать. У меня мама тут одна остается. Для пенсионеров и для всех – это очень здорово. Поэтому – это событие местного масштаба.

Местные сходятся с разных окраин опустевшей после дачного сезона деревни. Порой они и видятся только перед магазином. Поздравляют друга.
Кто-то спросит: а программку телевидения привезли? Продавщица Юлия огорчит - забыла, в следующий раз привезу.

Лидия Иванова, житель деревни Раговицы: 
- Бывают дни автолавки, когда я не могу прийти, я ей позвоню: Юля, пожалуйста, положи на крылечко то-то и то-то. Она никогда не откажет, всегда положит всё.

Автолавка стала нечто большим, чем просто передвижной магазин. У всех жителей есть телефон местного РАЙПО, и даже продавщицы. Аптеки ведь за десятки километров в округе - ни одной, почта заезжает - раз в месяц, а автолавка - регулярно. Вот и делают оставшиеся в деревни пенсионеры заказы - кому лекарства, кому перевод сделать.

Юлия Николаева, продавец автолавкин:
- Каждый раз что-то новое. У кого-то что-то случилось. За всех переживаешь. Ко всем привыкаешь.

Регулярно - это, конечно, сильно сказано, усмехается Михаил, подпрыгивая в кабине на очередном ухабе разбитой дороги. Он пятый год за баранкой автолавки. Говорит: сегодня повезло, маршрут простой, почти везде асфальт. Бывает и хуже.

Михаил, водитель автолавки:
- Зимой здесь кругом одни поля, снег, ветер – заносит дороги. Один раз я 6 часов простоял, застрял.

Да и саму судьбу проекта «Автолавки в село» приходится решать каждый год. С точки зрения, экономики и прагматичного взгляда, это - зря выброшенные деньги на ветер. Затраты на бензин, ремонт машин - считанные старики едва ли смогут окупить. Вот и спасают дотации области и района.

Светлана Нерушай, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
Конечно, бизнес, который призван создавать прибыль и в убыток себе работает в исключительных случаях, в таких – заведомо убыточно проектах не участвовал бы. И, однозначно, практически больше половины населенных пунктов, где нет стационарной торговли, осталось бы без элементарного торгового обслуживания. А софинансирование затрат из бюджета однозначно обеспечивает обслуживание населения.

Старикам нет никакого дела до экономических подсчетов. Они отказываются уезжать в город зимой, порой остаются здесь в одиночестве. Не приедет автолавка - не будет и жизни в деревне.

Валерий Фенёв, корреспондент:
- Если бы не дотации, то продукты давно бы уже не развозили по отдаленным деревням – слишком велики убытки. Раньше их возмещали за счет размещения магазинов в тех населенных пунктах, где хотя бы сохранилось хоть какое-то производство или совхоз, и у людей на руках есть деньги. Но теперь, в том же поселке Ополье у местного РАЙПО в конкурентах два магазина известных торговых марок. А чтобы понять убытки, достаточно сказать, что сегодня одна автолавка проехала 140 километров, заехала в 6 деревень и обслужила всего 20 человек.

Валерий Фенёв, Константин Верёвкин, Андрей Смирнов, Последние известия, Кингисеппский район