Найти

Ленинградская область отмечает 75 лет с момента открытия Дороги Жизни

Ленинградская область отмечает 75 лет с момента открытия Дороги Жизни. В годы Великой Отечественной войны несколько суровых месяцев эта магистраль стала единственным связующим звеном между блокадным городом и страной.

 На торжественно-траурном митинге у мемориала «Разорванное кольцо» собрались ветераны Великой Отечественной войны. Для Антонины Степановны Капрановой этот день особенный. В годы блокады она работала в лесном госпитале санитаркой, но из-за нехватки квалифицированных специалистов она сразу стала медсестрой.

Антонина Капранова, ветеран Великой Отечественной войны
Госпиталь находился в лесу. От Кобоны километра 3-4. Палатки стояли, землянки. Раненых привозили очень много. Там же Ленинградский и Волховский фронт. Привозили ночью из-за того, что бомбили немцы.

Антонина Капранова, ветеран Великой Отечественной войны
Были нары на первом и втором этажах. Вповалку ложили всех раненых. Пока их поднимают на второй этаж, они уже умирают. Работали сутками. Сутки отработаешь, сутки отдыхаешь.

Антонина Капранова, ветеран Великой Отечественной войны
Коек не было, нары. Операции были в землянках. И начальник госпиталя на носилках раненых таскал и нам приходилось поднимать. Тяжело.

По ледовой трассе из блокадного города вывезли больше миллиона человек. А в осажденный немецкими войсками Ленинград доставили свыше полутора миллиона тонн продуктов и топлива. Колонны грузовиков часто подвергались налёту вражеской авиации, материальные свидетельства тех лет до сих пор извлекают со дна Ладожского озера.

Это сегодня полуторка легко заводится и выглядит почти как с конвейера. Еще полтора года назад она лежала под толщей воды. Вторую жизнь машине подарили поисковики и сотрудники музея Дороги Жизни в Кобоне. Им повезло: большинство комплектующих сохранилось. Музейщики предполагают, что грузовик затонул в первую блокадную зиму.

Виктор Смирнов, заместитель директора Музея битвы за Ленинград
Крылья в последующие годы делали из кровельного железа - гнутые, вместо дверей были шторки брезентовые. Предположительно автомобиль затонул во время бомбёжки. Затонул он в полынье. Внутри кабины останки водителя обнаружены не были.

Не обнаружили поисковики и груз. По архивным данным известно, что первая автоколонна доставила по ледовой Дороге Жизни 70 тонн продовольствия. А после, когда лёд окреп, ежесуточно по ней перевозили около 1000 тонн груза. Использовали в основном полуторки. В Музее битвы за Ленинград только мостов для девяти таких машин.

Виктор Домкин, механик-реставратор Музея битвы за Ленинград
Рама, которая здесь находится, она для ходового автомобиля уже не подойдёт. Коррозия не пощадила. Она может пойти только для автомобиля-памятника.

По словам музейщиков, они восстанавливают и сохраняют не технику, а историю. Поэтому значение придают даже мелочам. Эта полуторка по Дороге Жизни не ходила, но сегодня она имеет номер, который был у аналогичного ГАЗа, доставлявшего жизненно важные грузы в осажденный Ленинград.

А это останки ЗИС-5. Такие машины тоже ходили по ледовой Дороге Жизни, но реже. Их пускали только по толстому льду и использовали в основном для перевозки тяжелых грузов: угля и топлива. Фрагменты «трехтонки»: раму и задний мост – достали из Ладоги несколько недель назад. Использовать их пока не будут, хотя работа над созданием аналогичной машины в музее «Дорога Жизни. Кобоно-Кареджский порт» уже идет.

Сергей Марков, директор музея «Дорога Жизни. Кобоно-Кареджский порт»
В воде рамы сохраняются очень плохо – гниют, ослабевают. А есть желание сделать ходовой вариант, поэтому взяли раму более крепкую, сохранившуюся из леса.

А вот остальные комплектующие больше 70 лет хранила Ладога, в том числе колеса и двигатель.

Сергей Марков, директор музея «Дорога Жизни. Кобоно-Кареджский порт»
Мы видим фрагменты этого двигателя. Он разобран, подготовлен к чистке, обработке и дефектовке. Каждый двигатель разбирается. Из него вынимаются поршни, вкладыши, шатуны. Вот в таком виде детали поднимают со дна Ладоги. Это шкив привода ремня генератора.

Когда ЗИС будет готов и сможет вновь тронуться с места, музейщики не говорят. Для них главное – не скорость. К тому же, сегодня они вынашивают грандиозную идею - создание подводного музея, чтобы и дайверы, в буквальном смысле, с головой могли погружаться не только в воду, но и в историю.

Как именно происходили события зимой 41 года можно увидеть в музее «Дорога Жизни» в Осиновце. Школьники вооружились специальными шлемами и смогли представить себя на месте участников строительства и обороны военной магистрали.

Элеонора Красикова, учащаяся школы № 3, г. Всеволожск
Я увидела, как у ребёнка отнимали игрушку, расстреливали. Впечатления захватывающие, даже мурашки по коже. Как на войне жили, я не представляю, конечно, в такой холод.

Виртуальное приложение позволяет оказаться внутри картинки и увидеть легендарный маршрут в деталях — караваны знаменитых полуторок с грузами и людьми, которые уходят на Большую землю, работу водолазов и регулировщиков, сцены воздушного боя и залпы зениток.

Александр Трофимов, Эльмира Низамова, Константин Веревкин, Кирилл Титов, Татьяна Константинова, "Последние Известия", Всеволожск, Кобона

Лента новостей