Найти

Ленинградцы побывали на узкоколейной железной дороге в соседнем регионе

Жители Ленобласти и Петербурга побывали на экскурсии в действующий музей тёсовской узкоколейной железной дороги. Это в соседней Новгородской области.

 Любитель истории Максим Журавлев в такие путешествия хотел бы отправляться чаще. Раньше так и было, а в последние годы дела на работе пошли в гору, и хобби - открывать для себя новое - ушло на второй план. Впрочем, пропустить нынешнюю экскурсию Максим не смог.

Максим Журавлев, участник экскурсии:
- Железная дорога – это круто. Техника интересная. Понравилась сама идея посмотреть узкоколейку. Я вообще не знал, что здесь будет какая-то военная часть в этой экскурсии.

Военно-исторический экскурс о подвигах и неудачах бойцов 2-й ударной армии в годы Великой Отечественной - это вторая часть экскурсионной программы. По пути в конечную точку обязательные остановки и возложения цветов у воинских мемориалов. Здесь же дискутируют на исторические темы. В разговорах о 2-й ударной армии, чаще называют имя генерала Власова, который в 42 году несколько месяцев командовал этим войсковым объединением.

Евгений Невлер, организатор экскурсии:
- Иногда, зная личность Власова, всю армию смешивают с грязью, но это совершенно не так. И наша задача - как раз донести до людей, что, если один человек предал, это не значит, что все, кто с ним воевал, нужно их героизм, забывать и как-то предавать анафеме.

Через три часа путешественники оказались в финальной точке экскурсии – в поселке Тёсов-Нетыльский.

Александр Иванов, корреспондент:
- Эта узкоколейка типичная для подобных железных дорог, созданных в Советском Союзе. Её ширина 750 миллиметров. Из преимуществ - относительно дешевое строительство и эксплуатация, плюс возможность прокладывать полотно с резкими изгибами.

Ретро-вагоны, в которых экскурсантам предстоит узнать, что такое узкоколейная железная дорога, сегодня тянет тепловоз ТУ4. Производить такие перестали еще сорок три года назад.

Максимальная скорость передвижения по этой узкоколейке 15-20 километров в час. Больше просто опасно, из-за деформированных рельсов состав может с них сойти. Годы, когда местное торфопредприятие процветало, прошли? и сегодня осталось всего 25 километров необычной железнодорожной магистрали. Чтобы сохранить и привлечь к ней внимание группа энтузиастов решила создать здесь музей.

Сергей Хлебов, соучредитель Музея Тёсовской узкоколейной железной дороги:
- У кого-то есть маленькие модели железных дорог, у кого-то я знаю, как у нас в Ленинградской области, у людей есть садовые железные дороги с колеей примерно 20-30 сантиметров, ну, а у нас хобби - немножко побольше.

Экскурсантам рассказывают не только про особенности узкой железной дороги, они узнают и о процессе добычи и транспортировки торфа. Здесь же их знакомят с видами узкоколейной техники. В коллекции частного музея порядка 20 машин, которым подарили вторую жизнь.

Алексей Помигуев, директор Музея Тёсовской узкоколейной железной дороги:
- Большая их часть на ходу. У нас концепция такая, что все должно быть в движении, чтобы можно было прокатиться, пощупать. Конечно, мы за историчность, за аутентичность.

Без финансовой поддержки со стороны любителям узкоколейки содержать музей и экспонаты сложно. Они надеются, что со временем у них найдется состоятельный единомышленник, который не позволит сгинуть оставшемуся железнодорожному полотну, а может и восстановит его в историческом виде, когда узкоколейка огибала местное озеро Тигода.

Александр Иванов. Кирилл Титов. Последние Известия. Поселок Тёсово-Нетыльский.

Лента новостей