Когда расходы не убытки?

Когда расходы не убытки?

26 марта 2015 года, 18:07

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области согласились с поправками в закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Изменения предусматривают рост как доходной, так и расходной частей региональной казны. При этом, анонсированные затраты почти втрое перекрывают дополнительные доходы.

Доходные и расходные показатели бюджета Ленобласти на текущий год претерпели первые и весьма существенные изменения. Говоря языком сухих цифр, доходная часть «областного кошелька»  выросла более чем на 2,6 млрд рублей (основная часть  - поступления из федерального бюджета), расходная увеличилась более весомо - почти на 7,4 млрд рублей.  Итого на круг получается, что прибыток по итогам года составит 80 млрд. 13 млн рублей, а затраты почти 91 млрд рублей. В сухом остатке дефицит в размере 10,43 млрд рублей,  а это 14,7% к собственным доходам.

Вот с такой арифметикой теперь приходится иметь дело, поскольку депутаты Законодательного собрания Ленобласти придали вышеперечисленным поправкам силу закона, единогласно проголосовав «за» сразу в 1-м и 3-м  чтениях на заседании 25 марта.

Будет преувеличением сказать, что «народные избранники» сходу и без оговорок утвердили законопроект - вопросов было много. И это несмотря на анонс поправок в бюджет, сделанный губернатором Александром Дрозденко на предшествующем заседании регионального парламента  ровно месяц назад, и невзирая на весьма продолжительные «баталии» при обсуждении законопроекта в профильных комиссиях. Впрочем, сомнения парламентариев  вполне понятны.

Как же так, ведь в октябре прошлого года вице-губернатор и председатель комитета финансов Роман Марков неоднократно подчеркивал, что время для наращивания госдолга крайне неблагоприятное, что мы будем стараться «жить по средствам» и дефицит бюджета не перейдет «красной линии» в 8%. А тут увеличение почти вдвое, в опасной близости к максимально допустимой величине в 15% дефицита по Бюджетному кодексу РФ.

Однако элементарная арифметика в данном случае не подходит для решения задачи, а разгадка такого «дуализма» правительства довольна проста: это техническое увеличение. Финансировать рост дефицита будут из образовавшихся по итогам 2014 года остатков на счетах, поэтому «фактически дефицит бюджета по прежнему составит те самые 8% от собственных доходов 2015 года», - в очередной раз пояснил депутатам вице-губернатор Роман Марков, обращаясь в первую очередь к тем из них, кто не бывает на комиссиях по обсуждению поправок в бюджет.

С одной стороны, вроде успокоили: власти региона не тянут область в долговую яму, с другой  - остатки на счетах означают неисполнение бюджета по расходам за минувший год. А это, как говорится, не очень хорошо и хуже только неисполнение бюджета по доходам. Впрочем, с доходами как раз у Ленинградской области ситуация достаточно благополучная, если не сказать больше: все-таки 2014 год закончили с профицитом в 14 млрд рублей. Так что деньги на реализацию намеченного вроде бы есть.

Но остается вопрос: будут ли они, то есть деньги, работать и работать эффективно? Эмоциональные выступления руководителей фракции ЛДПР Андрея Лебедева и фракции «Справедливая Россия» Александра Перминова говорят о том, что сомнения в этом вопросе у депутатов есть – и немалые.  «В который раз при изменении бюджета мы говорим о неисполнении предыдущих планов?», - риторически спросил депутат Лебедев у председателя Контрольно-счетной палаты Ленобласти Алексея Ларькина. Поддерживая своего коллегу-парламентария, Александр Перминов отметил, что «в сегодняшних реалиях, когда губернатор говорит об эффективности каждого рубля, скоро настанет время говорить об эффективной копейке».

Эмоции эмоциями, но интересно бы знать  - в каких региональных сферах остались максимальные остатки ассигнованных средств, какие направления развития были реализованы не в полном объеме от задуманного? Вполне логично, что там, где будет максимальный рост вновь запланированных расходов, за который и проголосовали депутаты Законодательного собрания Ленобласти. Другими словами, дополнительные деньги в текущем году дадут тем, кто их не использовал в году минувшем.

Итак, наибольшую сумму - 1 млрд рублей - получит комитет по дорожному хозяйству Ленобласти, второе и третье места поделили  - комитет по строительству и комитет по ЖКХ и транспорту (847 млн рублей и 640 млн рублей соответственно). Как рассказали 47channel.ru в комитете по дорожному хозяйству администрации Ленобласти, дополнительные ассигнования пойдут на «закрытие» уже существующих «переходящих» проектов. А председатель Контрольно-счетной палаты Алексей Ларькин подчеркнул, что значительный объем вносимых в расходную часть бюджета  изменений  связан с неисполнением работ по капитальному строительству и капитальному ремонту объектов в 2014 году.

Нет, конечно, дополнительные средства будут направлены и на другие цели, например на «социалку» (в том числе индексацию мер соцподдержки), на здравоохранение, на культуру, на поддержку региональных аграриев. Но из песни слов не выкинешь, неисполнение бюджета по расходам есть.  А это значит, что «хромает» губернаторская программа «Эффективный рубль», пробуксовывают планы развития области, потому что одно направление неизбежно связано с другими в единой системе хозяйственного организма.

А для полноты картины стоит еще вспомнить  январское выступление Владимира Путина на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты РФ. На нем, в частности, президент сказал следующее: «От того, как организована работа в регионах, в значительной степени зависит успех нашей общей работы. Прежде всего, необходимо наладить оперативный контроль за исполнением региональных бюджетов». Так и хочется сказать, конец цитаты.

Александр Колобов