Историки музея «Форт Красная горка» восстановили уникальный механизм начала ХХ века

23 сентября, 10:45

Уникальный механизм начала 20 века восстановили историки музея «Форт Красная горка». Подъемник для доставки снарядов из пороховых погребов к крепостным орудиям смонтировали в одном из казематов форта. Работа по его сборке продолжалась почти год.

Александр Сенотрусов, руководитель исторического общества «Форт «Красная горка»»:
- "Прошу упомнить. Звук, который будет сейчас происходить - это звук 1909 года".
 
Механизм был обнаружен год назад глубоко под землей, в одном из разрушенных казематов. В течение четырех месяцев волонтеры ведрами поднимали грунт из шахты. Затем механизм разобрали и по частям извлекли на поверхность. Чтобы собрать его понадобились месяцы работы профессиональных механиков и теория обратного инжиниринга.
 
Александр Нелюбин, механик:
- "Схем никаких не было. Чисто эмпирически. С одной стороны это было сложно, с другой стороны было просто, потому что предки о нас позаботились и по-другому собрать этот агрегат достаточно сложно. Очень сложные подгоноки, как сейчас говорят "защита от дураков". Нельзя поставить другой стороной. Подкинул агрегат нам много загадок, которые было очень интересно разгадывать, чисто механических. Например, вот это стопорное устройство для телеги, которое срабатывает в момент начала работы платформы. Оно блокирует телегу от скатывания".
 
Александр Сенотрусов, руководитель исторического общества «Форт «Красная горка»»:
- "Без сварки, механическим соединением, цепными передачами они добились эффекта, что человеческая сила возрастала в 15 раз. И подъемник почти тоннажный суммарным весом поднимался на верх в окно".
 
Во время работ над орудийным подъемником историки сделали открытие. Оказалось, что чудо инженерной мысли отечественного производства. Оно выпущено на заводе горно-шахтного оборудования в Макеевке. Ранее считалось, что такие агрегаты закупались за границей. Историки утверждают – это самый комплектный подъемник в России. На тех, что сохранились на других фортах – утрачены многие детали, особенно латунные.
 
Александр Нелюбин, механик:
- "Латунные детали они, во-первых, снижают коэффициент трения. Во-вторых, они препятствуют искрообразованию. Потому что это пороховой погреб и любая искра там недопустима. Вплоть до того, что у персонала работающего в пороховом погребе, у него даже обувь не подбивалась железными гвоздями".
 
Историки с Красной горки этим не ограничатся.  Вскоре в каземате появятся спецстеллажи и другое оборудование. Причем весь цикл работы порохового погреба посетители смогут проводить самостоятельно. 
 

Игорь Андрусенко, Константин Веревкин, Татьяна Константинова, "Последние известия", Форт Красная горка. 

Сюжеты по теме  /

Оставить комментарий  /

Комментарии  /  0