Главное – научить чувствовать

Главное – научить чувствовать

15 декабря 2014 года, 18:58

Об истории и достижениях тихвинской Школы искусств кино и телевидения «Лантан» и о том, что самое важное в процессе обучения детей киноискусству, рассказал директор киношколы Павел Анатольевич Брянцев.

- С чего начиналась история тихвинской Школы искусств кино и телевидения «Лантан»?
- Школе искусств кино и телевидения «Лантан» более 40 лет. Она была открыта при Доме пионеров в 1972 году по решению Тихвинского городского Совета народных депутатов. Тогда, 42 года назад, все начиналось с фотоочерков об истории и культуре Тихвинского края.
А в 1973 году был создан первый кинофильм о нашем родном городе. Он рассказывал о работе юных археологов, которые раскапывали древние курганы. Прежде чем приступить к съемкам, наши ребята знакомились с технологией раскопок и находками, изучали место предстоящих съемок, а потом целую неделю жили в палатках вместе с юными археологами, работали с ними и слушали  рассказы руководителя экспедиции  Ивана Павловича Крупейченко. Они просто «заболели» археологией, может, поэтому и фильм получился такой замечательный. Лантановцы вошли в любительский кинематограф с триумфом: «Пропуск в прошлое» на всесоюзном фестивале был удостоен диплома лауреата.

- Кино и телевидение - это очень сложный и многомерный процесс. Каким направлениям, в первую очередь, уделяется внимание при обучении в вашей школе?

- Система обучения в Школе кино и телевидения «Лантан» - это авторские программы преподавателей по двенадцати предметам, дающие образование по специальности «режиссер-оператор киновидеосъемок». А еще - возможность раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, воспитать гражданина, жизненные принципы которого остаются вне зависимости от конъюнктурных и политических влияний.

С самого начала учебы в «Лантане» подростки  изучают фотоискусство, осваивают кинопроекционную аппаратуру. Успешно сдавшие экзамены получают свидетельство кинодемонстратора. Но это не самое главное. Научить ребенка технически грамотно делать фотографии несложно. Гораздо сложнее научить ребенка познавать мир через стекло фотообьектива, научить видеть в дрожании тонкой паутинки, капле воды на зеленом листе душу природы. Именно это является главной задачей преподавателей школы на первом, начальном курсе обучения. Весь процесс обучения в школе построен от простого к сложному. Во время работы над собственным литературным, а затем и режиссерским сценарием  наиболее ярко раскрывается внутренний мир  ребенка, его способность сопереживания и умение тонко чувствовать окружающий мир. Поэтому ребята пишут так много сочинений, рассказывая о  собственных переживаниях и эмоциях, основываясь на субъективном опыте, постепенно переходя к вымышленным, нафантазированным сюжетам.

Ученики второго курса школы кино и телевидения изучают кинорежиссуру, сценарное мастерство и драматургию, кинооператорское мастерство, киносъемочную технику, киноматериалы и процессы. При освоении операторского мастерства особое внимание уделяется развитию пространственного мышления и воображения, умению работать с кинотехникой. Большое значение имеет и то, что на глазах ученика его замысел приобретает  реальные, осязаемые формы в  виде курсового трехминутного кинофильма-этюда. А по окончании второго  курса ученики, разбившись на несколько групп, снимают пятиминутный кинофильм, демонстрируя собственное продвижение.

Также мы уделяем значительное внимание физической подготовке наших учеников. Как правило, ученики нашей школы помимо занятий по образовательным программам школы занимаются в спортивных секциях города. Быть оператором  - значит быть человеком с тонкой душой и крепким телом. Потому что никто не знает, в каких климатических условиях придется снимать шедевры.  До недавнего времени для каждого ученика школы занятия в тренажерном зале обязательны так же, как и обязательны занятия по  плаванию. Сами лантановцы эти предметы называют романтическими. Может быть, потому, что соприкасаются с настоящим взрослым, да еще и рискованным делом в  ежегодных летних профильных экспедициях, которые уже много лет проводятся на многочисленных озерах Тихвинского района. Кто сдает нелегкий экзамен по освоению подводного мира, в дополнение к диплому об окончании авторской школы кино и телевидения «Лантан» получают удостоверение пловца-подводника, аквалангиста. Сегодня эта программа в школе не ведется, но после обновления подводного снаряжения, будет снова  запущена.

- На ваш взгляд, что самое сложное в процессе обучения киноискусству?
- Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Поэтому в школе кино и телевидения «Лантан» начинают с малого - с прогулок. Остановится преподаватель с учениками возле собора, речки, у дерева, посмотрит вместе с ними на небо, на землю, на трепещущий на ветру лист и спрашивает: «Что видите? Что слышите? Что чувствуете?»

- За последние годы технический прогресс в сфере кино и телевидения шагнул очень далеко. Как проходит знакомство с «техническими новинками»?
- Ученики на занятиях видеозвукозаписи и видеосьемки знакомятся с бытовой и профессиональной аппаратурой, которая сегодня есть в «Лантане». Благодаря возможностям электронной аппаратуры упрощается решение творческих задач, упрощается техническое воплощение замысла в конечный результат. Но неизменным остается то, ради чего ученик берет в руки фотоаппарат, кинокамеру или видеокамеру, - возможность показать зрителю собственное открытие мира, собственное познание мира.

Также несколько лет назад в «Лантане» был введен совершенно новый предмет - «Основы компьютерной графики и анимации». Сегодня ученики изучают принципы построения и основы работы современных персональных компьютеров, основы построения трехмерных компьютерных изображений, практические навыки работы на персональном компьютере. Здесь все уже очень серьезно с самых первых занятий. Даже самых скромных результатов можно добиться, только при огромной самоотдаче. На одном, даже очень большом, таланте здесь ничего не получится. Кстати, первые опыты создания компьютерных видеозаставок  для телепередач можно увидеть в начале каждого лантановского фильма.

Также мы планируем запустить очень перспективный проект, целью которого станет создание на базе школы Интернет-центра. Приучать детей ориентироваться в Интернете  необходимо с самого раннего возраста. Наша задача – помочь в этом детям и создать все условия, чтобы каждый ребёнок вне зависимости от благосостояния семьи получил не только качественное, но и  соответствующее мировым стандартам образование.

Главные задачи, которые ставит перед собой проект – это обучение школьников работе с компьютером и ознакомление с возможностями глобальной сети. В дальнейшем можно будет говорить даже о межшкольных интернет-конференциях, о налаживании  межшкольных, межнациональных и международных контактов, участии в  международных образовательных программах и, самое главное, программах дистанционного обучения.

- Среди преподавателей школы «Лантан» есть ее бывшие выпускники?

- Да, многие преподаватели  - это выпускники «Лантана», закончившие затем отделения киноискусства в Академии культуры или Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Всего же более тысячи человек выросли под крышей «Лантана».

- Сколько ребят учится в «Лантане» сегодня?
- Сейчас в школе занимается более трехсот мальчишек и девчонок в возрасте от 7 до 18 лет.

- Сотрудничаете ли вы с местными или федеральными СМИ, в которых учащиеся вашей школы могли бы получить практику работы на телевидении?
- Мы уделяем очень большое внимание сотрудничеству со средствами массовой информации. Учениками нашей школы был создан и показан цикл художественно-публицистических передач, показанных по таким  телевизионным каналам как РТР, «Ленинградское областное телевидение» и «5 канал». Сегодня в школе кино и телевидения готовы идти еще дальше, планируя, например, показ детских творческих программ на Тихвинском телевидении. Очень интересным может быть осуществление проекта «Венок славы городов Ленинградской области».

- В начале нашей беседы вы вкратце рассказали о самом первом фильме, который сняли лантановцы. А какие еще киноленты, снятые в вашей школе за эти сорок лет, вы бы отметили?

- Главной темой всех созданных лантановцами фильмов и сегодня остается краеведение. Это познание всего многообразия мира от простого к сложному: от знания и любви к малой своей Родине -  к знанию и любви к России. Ведь подлинное краеведение – это краелюбие. Хорошо, когда красоту любимого города человек разглядит в детстве и поделится своими открытиями. Именно поэтому уже более сорока лет наши ученики раскрывают для себя и для людей историю родного края.

Например, у нас есть фильм «Страницы древнего Тихвина», рассказывающий об умельцах, живших в далёкие времена: кузнецах, серебряниках, иконописцах, кожевниках, гончарах. Слава о них шла по всей России. А кто помнит о них сейчас? Ребята работали в музеях страны, изучали архивы, и сами были поражены тем, что узнали, что увидели. На таком вот вздохе восторга и сделан фильм.

Есть у нас в районе деревни Корбеничи  озеро, чистые и прозрачные воды которого питает река Капша. И мало кто знает, что в этих местах в древние времена был развит промысел по добыче речного жемчуга. Узнав об этом из краеведческой литературы и рассказов старожилов, студийцы выехали на съемки...

Смотришь фильм - и ощущаешь себя в удивительном подводном мире, где рыбы, водоросли и раковины кажутся больше, загадочнее, где колышутся широкие солнечные ленты - отсветы солнца и воды. Рассказывают, что только в лунные ночи, когда раковина приоткрывает свои створки, туда проникает свет Луны, и из него вырастает жемчужина. Вот она на экране - дитя лунного света и моллюска, живущего в раковине, - в своей водной колыбели.

Есть в фильмотеке «Лантана» фильм «Забвение» о заброшенных деревнях Тихвинского района. В кадрах, кричащих с экрана, и дома добротные стоят, и на чистых полах скачут солнечные зайчики, и на стержне рукомойника переливается капля воды, словно раздумывая, понежиться ли ей здесь еще или бухнуться в таз к капелькам-подружкам, и цветы во дворе благоухают, и бабочки над ними кружатся. Но людей нет! Деревня, как после атомного взрыва… И так больно! Словно по твоей вине. И растет что-то в груди зрителя, и плачет от бессилия любить эту землю еще больше, чем ты уже любишь...

- Вы могли бы отметить основные результаты деятельности школы? Какими достижениями вы особенно гордитесь?
- Очень тяжело выделить что-то одно. На протяжении всех сорока с лишним лет коллектив школы и ее ученики неизменно работали с огромной самоотдачей. Именно поэтому мы так многого добились.

Лантановцы участвовали в ведущих кинофестивалях непрофессиональных кинематографистов. Фильмы, созданные нашими учениками, неоднократно становились призерами и лауреатами областных, международных, всесоюзных и всероссийских фестивалей и конкурсов.  Мы приняли участие в 26 научно-практических конференциях на областных, республиканских и всесоюзных уровнях. На базе киношколы неоднократно проводились всероссийские и всесоюзные семинары. Педагоги Школы-киностудии неоднократно выступали с докладами и обобщениями опыта работы на областных, всероссийских и всесоюзных конференциях и семинарах. Опыт работы Школы-киностудии неоднократно публиковался в прессе и методических изданиях.

Что особенно важно - из выпускников Школы-киностудии подготовлены ВУЗами десятки профессиональных педагогических и инженерных кадров, часть которых работает в Школе-киностудии и на телевидении;

Результаты нашей работы не раз отмечались и на самом высшем уровне. Подтверждением тому стали Диплом первой степени и грамота Министерства образования Российской Федерации за методическую разработку проекта «Видеофильм как средство патриотического воспитания учащихся» в 2006 году и Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007году. За победы в Международных конкурсах детского видеотворчества ученики Школы искусств кино и телевидения «Лантан» четыре раза получали гранты Президента России. Два педагога школы и я тоже удостоены грантов Президента России.

- В чём секрет успеха Школы искусств кино и телевидения «Лантан»?
- Школа кино и телевидения «Лантан» - это не просто специализированное учебное заведение, работающее по оригинальной творческой программе. Это детская республика, живущая по законам чести и достоинства, где одинаково заботятся о профессиональном, духовном и физическом росте ребят.

Весь период деятельности Школы-киностудии наполнен напряжённым, бескорыстным трудом всего коллектива, глубокой творческой работой с детьми, тщательным анализом результатов труда, сообразно поставленным целям и задачам. Практическая деятельность учащихся в области кинофототворчества, подтвердила неисчерпаемые возможности форм и методов организации нашей учебно-воспитательной работы в плане гармоничного развития, обучения и воспитания детей.

Значимость работы с детьми трудно переоценить. Она не менее важна, чем хлеб, сталь, материальное благополучие и защита Родины, потому что дети – это завтрашний хлеб, завтрашняя сталь, завтрашняя защита Родины. Каким он будет завтрашний день, зависит от того, какие зерна будут посеяны сегодня в душах  наших детей.

Беседовала Татьяна Хрулёва