Бюджет региона: больше дела, меньше паники
26 июня депутаты Законодательного собрания Ленинградской области приняли закон об исполнении бюджета за 2014-й и поправки в главный финансовый документ региона на текущий год.
76-е заседание ЗакСа Ленобласти можно вполне назвать экономическим форумом регионального масштаба. Его ключевым моментом стало обсуждение вопросов сведения дебета с кредитом в году минувшем и в обозримой перспективе до 2017-го. Ответчиком перед депутатами выступал руководитель финансового блока правительства вице-губернатор Роман Марков.
По сути, на заседании была окончательно закрыта страница финансово-хозяйственной деятельности исполнительной власти Ленобласти в богатом на события 2014-м и приняты очередные правки в текущий бюджет региона с прицелом на перспективу.
Скажем сразу, обсуждение вышло жарким и, вероятно прогнозируя повышенную активность депутатов, регламент обсуждения был изменен. Решили не отступать от хронологической последовательности и вначале подвести прошлогодние итоги, а уже потом, успокоившись, рассмотреть изменения в бюджет действующий.
Резонно, поскольку новые факторы, влияющие на экономику, ярко проявились именно в 2014-м, а в нынешнем году «плюсы и минусы» большой политики лишь продолжили оказывать давление на жизнь региона. Вот и вице-губернатор Роман Марков начал свой отчет перед «народными избранниками» с прошлогодних особенностей, важнейшей из которых стала «мобилизационная» ситуация, в которую вошла вся страна. Это так сказать, общий фон, в чем-то позитивный, а в чем-то очень тревожный и заставляющий лишний раз все обдумать и взвесить.
Если говорить лишь на уровне региона, то, по словам вице-губернатора, новым в бюджете стало формирование его под конкретные госпрограммы, а также подчеркнутая публичность на всех стадиях принятия и корректировки.
Впрочем, это все была преамбула, а окончательные цифры таковы: доходы казны Ленобласти за 2014 год составили 97,26 млрд рублей при плане в 80,1 млрд (при этом собственные доходы – 83, 1 млрд рублей). Расходы — 83,2 млрд рублей при плане в 89,7 млрд руб. Профицит вышел больше 14 млрд рублей.
Позитивно? Еще как, если учесть, что по темпам роста доходов Ленобласть сегодня занимает 1-е место среди субъектов СЗФО и 3-е место по России. По объемам госдолга – 2-е место в СЗФО и 21-е по стране.
Но областным парламентариям «палец в рот не клади», и в ответ на оптимизм чиновников депутат ЗакСа от фракции КПРФ Валерий Ершов оскорбленно поинтересовался, когда же бюджет региона станет менее зависим от мировых цен на энергоносители и меньше подвержен колебаниям национальной валюты.
А ведь и правда, основными налогоплательщиками в областную казну являются именно нефтегазовые компании, все те же «Сургутнефтегаз» и «Транснефть» (около 30% от общей суммы налога на прибыль в бюджет Ленобласти «завязаны» именно на эти компании). Увы, по словам вице-губернатора Маркова, и в обозримом будущем кардинально изменить такую ситуацию власти региона не смогут. Но разве виноваты мы, что российская земля богата полезными ископаемыми, а Ленобласть, в частности, еще и расположена так «неказисто», что многие транспортные потоки из России в Европу идут по территории региона? А может, это не так уж и плохо, ведь неспроста завидуют нашей стране разные там Швеции с Финляндиями да Люксембурги со Швейцариями?
Другой вопрос, что делать ставку только на географию и недра совершенно неправильно. Так ведь и не ставим. Как подчеркнул Роман Марков, бюджет Ленобласти выгодно отличается от бюджетов других субъектов именно тем, что налоговая база в достаточной мере диверсифицирована: у нас и сельхозпредприятия широко представлены и строительство идет полным ходом, и переработка с промышленностью худо-бедно развиваются.
Несомненно, проблемы есть и даже много. Вот, например, депутат – «справедливоросс» Александр Перминов вполне корректно и правильно недоволен эффективностью работы профильных комитетов правительства по исполнению госпрограмм. В частности, строительством и ремонтом региональных дорог. Деньги отпускаются немалые, а уровень исполнения – низкий. В итоге, за 2014-й большой денежный остаток набежал.
Свои «ложки дегтя» в обсуждение отчета об исполнении бюджета за 2014 год «под занавес» внесли глава фракции ЛДПР Андрей Лебедев и депутат-единоросс Никита Мельников. Первый отметил, что, несмотря на профицит бюджета, негативные вопросы неиспользования денег, зависимости бюджета от крупных налогоплательщиков, а также падения производства остаются актуальными из года в год. По мнению Лебедева, простое денежное соотношение расходов и доходов не дает объективного представления о том, «лучше или хуже положение дел».
А депутат-единоросс Никита Мельников вообще считает, что, с точки зрения экономической ситуации, регион медленно, но верно идет в тупик. «22 млрд рублей свободных денежных средств при невыполнении расходной части бюджета говорит о катастрофическом положении вещей. Четверть бюджета размещена в банковских структурах, по сути, под отрицательный процент, поскольку инфляционная составляющая выше предлагаемых банками процентов», - заявил депутат.
Критика – это хорошо. Это, так сказать, оружие парламентария, поскольку «народный избранник» должен всегда быть на страже интересов электората. Но вот сухие цифры статистики: в 2014 году Ленобласть исполнила бюджет по доходам на 116%, в то время как Москва – на 100%, Московская область - на 102%, а Санкт-Петербург – на 103%.
Не менее солидно выглядит исполнение и расходных статей: у нас – 90,2%, в Москве – 91%, в Московской области – 88%, Санкт-Петербурге – 91%.
При этом столичный бюджет в 2014 году был закрыт с дефицитом 55 млрд рублей, Московской области – с дефицитом в 6 млрд рублей, а Санкт-Петербурга – 14 млрд и только в Ленобласти оказался весомый профицит казны.
В общем, расслабляться не надо, но и системный кризис экономике нашего региона не грозит. Работать надо, но без паники. В итоге проект закона об исполнении прошлогоднего бюджета депутаты утвердили и пошли на перерыв, более или менее успокоившись.
А во второй части заседания, подкрепившись, депутаты уже более благосклонно приняли поправки в бюджет на текущий год. Не первые и не последние, чего уж копья-то ломать.
Параметры изменений, предложенные правительством таковы: по доходам – 82,7 млрд рублей (с ростом 3,4%), причем, собственные доходы из общей суммы – 71,5 млрд, расходы предложено увеличить на 5,9% (до 95,7 млрд рублей). Дефицит при этом составит 18% от уровня собственных доходов, но он будет «техническим».
В этом месте депутаты встревожились. Как же так, 18% дефицита закон не позволяет иметь, да и термин «технический» на многих подействовал неутешительно. Ведь главное слово все же «дефицит», а какой он при этом – дело второе.
Несведущих в экономических нюансах вице-губернатор Роман Марков поспешил успокоить: «Мы сформировали достаточный запас денег на начало года, чтобы исполнить все обязательства бюджета. К сожалению, так устроен бюджетный учет, что использование этих остатков идет технически через статью увеличения дефицита. В дальнейшем, при «закрытии» года, эти статьи спишутся, и мы выйдем на реальный дефицит, по нашим прогнозам не более 6%».
Для особо сомневающихся чиновник добавил, что правительство региона работает в рамках соглашения с Минфином России, по которому обязуется удерживать дефицит в параметрах не более 10% от уровня собственных доходов. А кроме того, все изменения бюджета прошли согласования в федеральных структурах, и Ленобласть получила положительное заключение.
Если говорить подробнее о поправках в бюджет, то львиную часть роста доходов составят поступления из федеральной казны. А добавочные расходы (всего расходная статья подросла на 5,2 млрд рублей) в основном пойдут на развитие областного АПК (около 1 млрд рублей), на строительство дорог (свыше 600 млн рублей), строительство спортивных и социальных объектов (600 млн рублей). А кроме того - 100 млн рублей потребуют выборы губернатора и на 60 млн рублей Ленобласть окажет помощь братскому Симферопольскому району Крыма.
Напоследок, еще несколько цифр, теперь уже отражающих динамику развития области в настоящее время: по итогам 1-го квартала 2015 года налог на прибыль организаций поступил в размере 55,8% годового прогноза с ростом к аналогичному периоду 2014-го на 51,9%, в том числе налог на прибыль консолидированных групп налогоплательщиков вырос в 1,8 раза. А по состоянию на 1 мая этого года налог на прибыль организаций в казну региона составил уже 69% годового прогноза и рост по сравнению с годом минувшим превысил 57%. По данным комитета экономического развития прибыль предприятий в Ленобласти за первые три месяца года, если сравнивать с прошлогодним показателем выросла вдвое. Так что прорвемся.
Александр Колобов