Благодать в магазине не купишь

Благодать в магазине не купишь

24 сентября 2015 года, 18:59

Это место многие из нас проезжали неоднократно, не обращая внимания на указатель, не задумываясь, что можно увидеть за поворотом.

Меня сюда в первый раз в начале ноября прошлого года привез мой товарищ Миша, живущий в Паше.

С шоссе свернули мы на поселок Оять.

Надо сказать, что на этом участке «мурманки» места практически «лысые». Лишь редко встречаются деревца или пригорки.

А ближе к поселку Оять, начался хвойный лес. И он становился все гуще и гуще – настоящая чаща, заросли. День был хмурый. А тут небо и вовсе заволокло, и пошел настоящий снег. Он валил, как будто в феврале, и «дворники» машины с трудом справлялись с его напором.

Проехали деревню со старыми, но опрятными и свежевыкрашенными домами. Свернули, выкатили в какое-то поле. Ничегошеньки не видно. Миша остановил машину.

- Ну, пошли… – сказал он.

- Ты чего – с ума сошел?! – запротестовал я.

- Но надо идти, – спокойно подтвердил Миша.

Вылезли в «молодой» снег. И тут он и закончился. На небе появилось даже что-то наподобие солнца. А вдали вырисовался комплекс желтоватых построек с куполами.

Оказалось, Миша привез в Введено-Оятский монастырь. К монастырю нужно было пройти через поле. Снега за несколько минут навалило немало. Но при просветленных небесах идти было веселей.

Обитель – одна из древнейших на Северо-Западе. Историки дату основания монастыря определяют XIV веком, когда на берегах реки Тихвинки – а это недалеко отсюда – чудесным образом была обретена Тихвинская икона Божьей Матери.

О возрасте обители свидетельствует также деревянная резная икона Богородицы, известная с XV века и хранившаяся во Введенском соборе обители.

Эта икона так же, как и Тихвинская Икона Божией Матери, относится к Одигитрии, что по-гречески означает – «Указующая Путь», «Путеводительница». На таких иконах Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, сидящим у нее на руках. И младенец в Одигитрии – центр композиции. Он обращен к зрителю, а Богородица указывает рукой на Иисуса. Основной смысл этого образа – явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу.

В советское время икону из Введено-Оятского монастыря передали в Русский музей.

Долгое время обитель была деревянной. А в камень монастырь оделся двести лет назад, когда возвели Введенский храм, новые кельи, хозяйственные здания.

Многочисленные туристы и паломники едут в монастырь в наше время, чтобы поклониться родителям Александра Свирского, одного из самых почитаемых святых Северо-Запада, основателя Свято-Троицкого монастыря, позже названного его именем.



Согласно легенде, эти места – малая родина святого. Напротив монастыря на противоположном берегу Ояти когда-то стояла большая деревня – Мандера. Тут в XV веке и родился святой Александр Свирский.

Его родители, вепские крестьяне Стефан и Васса, были достаточно зрелой парой, но детей долго не имели. Поэтому, когда родился мальчик, это был желанный ребенок. Вероятно, его всячески опекали и баловали. Житие святого, обычно идеализирующее своих героев, сообщает, что учился он «косно и не скоро».

А в 19 лет юноша исчез. Родители не знали, что и думать. Отец даже объявил награду за любую весточку о пропавшем сыне. В конце концов, парня нашли на Валааме, где он постригся в монахи. Отец бросился за сыном. Но тот категорически отказался даже встретится с родителем. После нескольких дней отчаянных попыток пробиться в монастырь, разговор все-таки состоялся. И хотя Александр остался непреклонен, Стефан вернулся домой просветленным и, раздав свое хозяйство, тоже ушел в монастырь. За ним последовала и его супруга.

В те годы устав Введено-Оятского монастыря позволял проживание в обители и мужчин, и женщин. Здесь родители Александра и приняли постриг под именами Сергий и Варвара.

После смерти родителей Александр вернулся в родные края и поселился в уединении на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свирь. Хотел провести остаток своих дней в одиночестве. Но Житие гласит, что в 1507 году отшельник увидел трех Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом». Так в образе Святой Живоначальной Троицы к нему явился Бог и сказал, чтоб тот воздвигнул церковь, собрал братию и устроил обитель, чтобы «многие души спасти и в разум истины привести».

Считается, что Александр Свирский – единственный из русских святых стал тайнозрителем Святой Троицы, единственный при жизни видевший Бога.

Введено-Оятский монастырь всегда был тесно связан с обителью Александра Свирского. А на месте захоронения родителей святого в начале прошлого века был построен собор Богоявления Господня.

В советское время постройки и земли монастыря передали совхозу. В Введенском соборе устроили клуб, кельи и даже колокольню оборудовали под жилье. А Богоявленский собор и вовсе разрушили. Да с таким остервенением, что даже на метр вглубь выбрали и вывезли землю с места, где он стоял.

В 1990-е годы обитель возродилась как женский монастырь. Отреставрированы многие постройки. Богоявленский собор не восстановлен, но благодаря скрупулезно составленным еще до революции планам монастыря удалось найти и вновь обрести захоронения родителей Александра Свирского. Недавно над ним построена часовня.



Сейчас в монастыре проживают 13 монахинь.

А поток туристов и паломников огромен. Влекут легенды, желание побывать в намоленном месте, поклониться святыням. Особенно это заметно в теплое время года. Монастырь известен своим целебным источником, где круглый год верующие и путники набирают священную воду. Здесь также устроены купальни под открытым небом.

Считается, что солоноватая вода источника исцеляет от многих болезней.



Вода в источнике теплая. Окунуться в купель может каждый желающий. Для удобства гостей монастыря устроены раздевалки с душем. Рекомендуется окунаться в специальных рубахах. Впрочем, не возбраняется и в купальных костюмах, если они не вызывающе открыты.

Особо гостей предупреждают, что купальни предназначены для окунания и омовения, а не для плавания. Обряд совершается не группами, а каждым по отдельности, поэтому следует соблюдать очередь и ждать, пока купальня не освободится.

«Святой источник не любит шума и суеты. Это – не музей и не магазин, где отвешивают благодать. От того, что вы придете на святой источник на 10 минут позже, ничего не изменится», – говорится в наставлении – согласитесь, не без иронии.



…А в прошлом ноябре, когда мы вышли за ворота монастыря, снова пошел снег. И может, он был даже посильнее того, что мы встретили по дороге сюда. Но к утру все растаяло. До новогодних праздников снег практически не напоминал о себе.

Анатолий Аграфенин