Алмазный дворец

Алмазный дворец

5 июня 2015 года, 22:45

Ропшинский дворец многим известен, как место загадочной гибели свергнутого императора Петра III. Однако, вполне вероятно, он был свидетелем еще одной интриги, сыгравшей заметную роль в российской истории.

По официальной версии Петр III скончался от «геморроидальных коликов», усилившихся от продолжительного употребления алкоголя.

Однако по общераспространенной версии Петра в июне 1762 года убил Алексей Орлов, один из братьев Орловых, которые возвели Екатерину II на престол. В этом якобы признался сам Орлов в письмах из Ропши.

Полагают, писем было три. Два из них сохранились в подлинниках. Их часто цитируют в различных изданиях: «Урод наш очень занемог и охватила его нечаенная колика…»; «он сам теперь так болен, што не думаю, штоб он дожил до вечера…».

Но как ни читай и ни перечитывай эти два письма, про убийство в них ни слова. Они свидетельствуют только о болезни Петра.

Третье «доказательное» письмо часто приводится как документ и бесспорная улика: «свершилась беда: мы были пьяны». Дальше идет торопливый отчет: Петр заспорил с одним из своих охранников, не успели разнять, а «его уже не стало».

Но подлинника третьего письма нет, оно дошло в копии. Историко-лингвистические исследования, проведенные уже в наше время, склоняют ученых думать, что это письмо – фальшивка.

Теперь у историков уже нет однозначной уверенности, что убийцей Петра был Орлов, которым манипулировала Екатерина. Уж кому-кому, а Екатерине было очень невыгодно отправлять на тот свет своего нелюбимого супруга.

Сама она к царскому дому Романовых имела весьма отдаленное отношение, единственная ее связь с Россией – малолетний общий с Петром сын Павел.

Она не располагала еще той поддержкой и авторитетом, какие появятся у нее в зените царствования.

Екатерина понимала, как воспримут убийство «божьего помазанника» в Европе…

Ведь во время переворота было достигнуто «полюбовное соглашение». И оно уже было озвучено. Петр, дескать, отказался от своего права на российский престол, поскольку в нем взыграл зов крови. Дело в том, что новый русский император родился в Киле, куда его мать, дочь Петра Великого, переехала выйдя замуж за местного герцога. И внук реформатора России унаследовал в Германии небольшую страну. Из Ропши он собирался отбыть в Гольштейн. Как мило и логично!

Кстати, для сопровождения Петра вызвали немецких родственников. Если предположить, что они не очень хотели возвращения своего герцога, без которого прекрасно обходились уже 20 лет, можно допустить, что преждевременная кончина ропшинского узника, не обошлась без их участия…

А может Петр и вовсе не погиб? Сохранилась любопытная гравюра XVIII века. На картине два свергнутых императора – одного душит заговорщик, а другой ускользает в двери…



Короче, для Екатерины смерть Петра породила серьезную проблему. Она была не просто политической бессмыслицей, а превратилась в сущий кошмар царствования Екатерины. Из года в год появлялись самозванцы, уверяющие, что именно они и есть настоящий император Петр III. Один из «двойников» - Емельян Пугачев…

Но что случилось, то случилось… Ропшу Екатерина пожаловала графу Григорию Орлову, брату «убивца» Алексея. Вот тут-то в стенах Ропшинского дворца разыгралась еще одна интереснейшая история.

Через десять лет после смерти Петра III императрица потеряла интерес к братьям Орловым. И вдруг в 1773 году в день именин Екатерины II Григорий Орлов вместо букета преподнес ей в подарок тяжелую шкатулку. Она открыла ее, и весь зал ахнул. В шкатулке лежал огромный бриллиант.

Уникальный камень до сих пор остается самым крупным из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда нашей страны.

Легенда гласит, что алмаз в 1750 году из индийского храма похитил британский солдат и продал персидскому торговцу. А уже у того в Амстердаме камень приобрел русский придворный ювелир Иван Лазарев. У которого, в свою очередь, алмаз выкупил Григорий Орлов, решив подарить его императрице и вернуть былое расположение.

Это был поистине царский подарок. Никому из европейских монархов не принадлежало бриллианта такой величины. Впрочем, к «орловской истории» историки относятся скептически. У мота-графа к тому времени просто не нашлось денег на покупку такого шикарного раритета.

Возможно, Екатерина сама приобрела бриллиант на деньги казны, а, чтобы не вышло скандала, придумала спектакль с Орловым.

Как бы ни складывалась эта туманная история, можно предположить, что бриллиант, получивший имя «Орлов», мог какое-то время храниться в Ропшинском дворце.

Алмаз вскоре вставили в царский скипетр. И сделал это все тот же Иван Лазарев. А буквально через год после выполнения этого заказа Лазарев въехал в шикарный дворец в Ропше на правах хозяина.

Настоящая фамилия Лазарева на самом деле – Лазарян. Мелкий армянский торговец в Петербург приехал из Персии. Но ему удалось завести полезные связи. Вместе с влиятельными вельможами он организовывал выгодные предприятия и сказочно разбогател.

Среди его дел, некоторые из которых больше смахивали на аферы, - бесперебойная поставка меди с его заводов для чеканки денег, благодаря чему, утверждают историки, императрица никогда не испытывала недостатка в средствах. Екатерина издала манифест о выпуске первых российских ассигнаций, к чему, скорее всего, также приложил руку Иван Лазаревич.

В Ропше недалеко от дворца есть еще одна любопытная достопримечательность. С дороги к ней ведет аллея, а в глубине виднеется старинное здание с колонами. Это Императорская бумажная фабрика, построенная Лазаревым в конце XVIII века.



С помощью хитроумных плотин и запруд в Ропше создали водоемы. Эти искусственные озера не только очень красивы. Их энергия приводила в движение машины для производства бумаги.



Здание находится в хорошем состоянии. И все только потому, что в нем всегда кто-то обитал, у дома был хозяин. Сейчас бумагу здесь больше не производят. Комплекс с прудами, плотинами и шлюзами приспособили для разведения форели и стерляди. Купить деликатесную живую рыбу можно тут же. Цены весьма приемлемые.

Последние годы все мы наблюдали, как разрушается Ропшинский дворец. На находящуюся в федеральной собственности бывшую императорскую резиденцию московские чиновники никакого внимания не обращали. Когда же в декабре прошлого года рухнули колоны портика, что-то зашевелилось: дворец обещали реставрировать. Пока только обнесли забором.

Дворец в ноябре 2014 года:

Дворец в мае 2015 года:



Смотришь на этот забор. На эти выцветшие стены. И невольно думаешь: может быть, в какой-нибудь трещине каменной кладки вскроется тайник? А оттуда, искрясь, посыплются бриллианты? И тогда уже, наконец, появится достаточно средств, чтобы поднять из руин шикарный дворец, возведенный Растрелли?

Анатолий Аграфенин