Найти

Чрезвычайная ситуация на Свири. Регион просит ускорить строительство моста. Как живут берега, соединенные плотиной ГЭС?

Ленинградская область обратится к правительству России с просьбой ускорить начало строительства моста через Свирь в районе Подпорожья.

 Сейчас два берега реки соединяет технический проезд через Верхне-Свирскую ГЭС. Его состояние давно признано аварийным. Грузовикам там закрыли дорогу еще в 2015. Рейсовые и школьные автобусы, а также автомобили экстренных служб пропускают. Однако руководство станции предупреждает о неизбежном капитальном ремонте. И, очевидно, возведение переправы, о которой говорят много лет, больше откладывать нельзя.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:

- Мы будем просить правительство передвинуть сроки начала строительства моста в Подпорожье. Нас отодвигали на 2019 год, но, к сожалению, здесь ситуация аварийная. 33-38 Ситуация чрезвычайная. Подключил МЧС России.

Немного истории. Это финская хроника 42 года - время оккупации - котлован будущей ГЭС затоплен. Строительство станции возобновится только в 48, в 52 - ее вводят в строй - с тех пор ни одного капремонта.

Надо понимать, на другом берегу Свири около семи тысяч человек, жителей Подпорожского района Ленобласти. Если проезд через ГЭС закроют - им около 200 км в объезд через Карелию, далее через мост в Лодейном поле и еще 50 км до Подпорожья.

Местный бизнес - в таких условиях уже полтора года. На том берегу - после того, как закрыли большегрузам путь через ГЭС - говорят - растет безработица, ни одного нового предприятия. А ведь проект новой переправы давно готов - увидел Валерий Фенев.

Каждый день здесь по полчаса - для жителей Подпорожья это обыденность. Тут не угадаешь, проскочишь ли на зеленый, или красный - заставит ждать. Два берега, разделенные плотиной ГЭС.

После того как в 15-ом для больших машин проезд по плотине закрыли - на том берегу стали закрывать предприятия. Возить грузы через Карелию или по воде - невыгодно.

- Это предприятие работало?

– Да.

- И после ремонта закрылось?

– Да

Главе администрации поселка Важины даже не надо покидать рабочее место, достаточно выглянуть в окно - и вот результат частичной изоляции правого берега. Деревообрабатывающее предприятие после ограничений на проезд по дамбе переехало в Подпорожье. Собирались построить заправку, но теперь проект под сукном - топливо в Важины не завезти. Между тем, летом ограничат движение еще и по мосту через реку Важинка. И тогда поселок практически превратится в остров.

АНДРЕЙ АФОНИН, ГЛАВА ВАЖИНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ:

- Предприятия закрываются деревообрабатывающие. Как раз можно видеть, что есть возможность перехода на левый берег, там развертывать свои предприятия, у нас закрываются – значит, рабочие места, отчисления налогов.

Уже сейчас на правом берегу почти прекратили ремонтировать дороги - из за ограничений не завезти ни асфальт, ни технику. Что произойдет, если движение по ГЭС вообще закроют, сложно представить. Больница, станция скорой помощи, поликлиника – все находится на другом берегу Свири. Из тех же Важин, старшеклассники ездят в школу Подпорожья.

-  Это катастрофа, как нам ездить? А вам обязательно перемещаться между берегами? - Обязательно. Мне даже заправиться надо ехать на этот берег.

- Это очень худо будет, очень. Я живу в Никольском. Я внуков через день вожу в поликлинику. А так только через Лодейное. По вашему, это вариант? – Ну, если припрет, то поедем.

- А как ездить то? Как ездить вообще? В объезд.- Куда, через Лодейное поле? Сначала надо построить мост, а потом закрывать.

Крупнейшее местное предприятие, соответственно - главный источник пополнения муниципальной казны, - полтора года назад ему пришлось срочно менять логистику. Все делянки - на правом берегу, обработка древесины – ведется на левом. Сырье теперь доставляют вплавь. К весне важинский порт забит древесиной. Ждут, когда по Свири пройдет лед.

ВЯЧЕСЛАВ КАНАТОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ:

- Лес сегодня складируется в порт Важинский… Во время навигации он переправляется на этот берег. Здесь дополнительные операции по разгрузке. Естественно это связано с дополнительными расходами. На один кубометр это порядка 500 рублей, это 15-20 процентов удорожания.

ВАЛЕРИЙ ФЕНЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

- Реальная угроза закрытия сквозного движения по Верхне-Свирской ГЭС существует уже более десятилетия. Столько же лет и проектам нового моста. В свое время даже определили его местоположение – на километр ниже по реке Свирь. Посчитали смету – в четыре миллиарда обошлось бы возведение собственно переправы, еще два с половиной потратили бы на строительство подъездных путей. Даже называли срок открытия моста – 2015 год. Но проект не реализовали, а перспективы неопределенные.

Восемьсот метров над водой, две полосы движения, арочная конструкция. Мост начали проектировать еще три года назад. Получили положительную оценку экспертизы. Осталась рабочая документация, и можно на объект выходить. Регион уже несколько лет пытается это ускорить, но Москва пока не одобрила выделение денег.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПРОЕКТА ООО ТРАНСМОСТ САДОВЯК ВЛАДИМИР:

- Если энергично ведется финансирование, то, например, организация работ может вестись вахтовым методом круглосуточно. Это резко ускоряет сроки возведения. Но это будет зависеть от финансирования. В принципе этот мост можно построить и за полтора года. Но при условиях финансирования и подготовленной территории

Руководство ГЭС пока ждет. Здесь понимают, в идеале - вначале построить мост, а потом запретить по дамбе сквозное движение. Но Верхнесвирская ГЭС – прежде всего, производитель электроэнергии, плотина поддерживает уровень воды на Свирском участке Волго-Балтийского канала и пропускает четыре тысячи судов в год. И лишь потом она - мостовая переправа. В таком порядке энергетики выстраивают свои приоритеты.

ДМИТРИЙ ВИДЯКИН, ДИРЕКТОР КАСКАДА ЛАДОЖСКИХ ГЭС:

- Последнее заключение генерального проектировщика сказано: мост требует масштабной реконструкции с полным перекрытием и заменой конструкций. Сейчас мы заключаем договор на проект нового мостового перехода. На этой уйдет полтора года. За это время будем останавливать движение на момент изысканий. После госэкспертизы надо перекрывать мост и останавливать движение. Но желательно, до этого построить новый мост.

Совместно с МЧС власти области подготовят неопровержимые доказательства того, что ситуация на Верхнесвирской ГЭС чрезвычайная и требует незамедлительного решения. Остается рассчитывать, что просьба 47 региона ускорить начало строительство моста найдет понимание в федеральном правительстве.

Валерий Фенев, Сергей Дедюро, Антон Пашукевич, Ленинградское время

 

Лента новостей