Найти

«Кошки-мышки» на дорогах Ленобласти. Как водители грузовых машин прячутся от весового контроля? И как заставляют их соблюдать правила?

Правила не соблюдают - в этом проблема. Просушку на трассах объявили, а водители на нее, кажется, и внимания не обращают.

 До первого мая на магистралях игра в кошки мышки - перевозчики прячутся от весового контроля на обочинах и в кустах, чиновники устраивают 

- Федеральная дорога А123 Сортавала. Легковушка думает, надо ей ехать в эту грязь или не надо.

Картинка, которая запомнится надолго. Застряли на федеральной трассе в грязи на минувшей неделе. Дорожники говорят - все потому, что фуры идут с перевесом и разбили непросохшую магистраль.

Виктор Лукашков, директор Приозерского ДР:

- Начинает оттаивание после зимы земляного полотна, когда дорога самая незащищенная, в этот период ей, конечно, нужно помочь, чтобы просохло земполотно и сохранить. Вот в этот период движение большегрузов вообще не должно быть, и у нас знаки выставлены с обеих сторон.
 
 Правда, на форумах в Интернете - обсуждая эту видео, акцент делали совсем на другом - у дороги со статусом «федеральная» есть грунтовый участок.

Речь идет о пяти последних километрах трассы Петербург - Сортавала перед границей с Карелией. До 15 года такая же грунтовка длиною в 22 км была и на подъезде к Ленобласти со стороны соседнего субъекта. Теперь там современная магистраль. Избавиться от грунтовки в Ленобласти Росавтодор обещает через два года. Это будет последний этап реконструкции трассы. Вначале построят участок от Сосново до Лосево. И только потом - финальный отрезок - от Приозерска до Карелии.

Так что пока граница Ленобласти и Карелии в районе Приозерска - до завершения реконструкции А-123 - это как граница двух дорожных цивилизаций.

Как раз на аварийных участках федералы и объявляют просушку. Сезонные весовые ограничения для грузовиков и на областных магистралях. Можно ли заставить перевозчиков соблюдать правила? Алексей Спиричев разбирался. Леша, здравствуй. Я знаю, ты даже настроился на волну дальнобойщиков. Как это у тебя получилось?

- Действительно, у водителей, которые пытаются обойти весовой контроль - на дорогах работает настоящая разведка. Как это выглядит, расскажу, но чуть позже.

 
А пока поясню - что это за временные ограничения на дорогах. Продлятся они до мая. До этого времени под запретом фуры весом больше 5 тонн на ось, это значит, что груза они могут провести сейчас почти в два раза меньше. Еще строже ограничения на грунтовке - там вообще можно только 3 тонны на ось. Максимальный вес автомобиля на асфальте не должен превышать 44 тонны. Правда, инспекторы Ространснадзора утверждают - как минимум больше половины всех большегрузов в области едут с двукратным перевесом. Рекорд установлен в прошлом году одним из нарушителей - 97 тонн. Что равноценно массе железнодорожного тепловоза. И это при том, что большая часть автодорог, особенно региональных, была спроектирована в 70-е, когда таких цифр и подавно не знали.  
 
И хотя штрафы за перевес довольно весомые - в среднем за рейс водителя могут наказать на 4-5 тысяч рублей. Юридические лица - до полумиллиона. Суммарно штрафы за перевес в области составили больше ста миллионов в прошлом году. - Власти признают, система весового контроля в нынешнем виде неэффективна. И это все понимают - и те, кто прячется от наказания, и те, кто нарушителей ловит.
 
И еще, Катя, подчеркну один важный момент. Эксперты говорят - если контролировать только водителей, проблему не решишь. Спрашивать нужно и с грузоотправителей. И предлагают создать бизнесу условия, которые вынудят компании соблюдать правила грузоперевозок. Например, выдавать лицензии на недропользование, то есть разработку карьеров, только при соблюдении весовых нормативов, а в случае их нарушения - ее отзывать.

Владимир Матягин, президент ассоциации Грузавтотранс: 
- Грузоотправитель, карьер, заказчик, они заинтересованы в том, чтобы в одной машине везли больше груза. Губернаторам надо активно к этому вопросу подключится. Создать рабочую группу и собрать представителей карьеров, обсудить вопросы и рассказать им, что нельзя лукавить, нельзя обманывать, вы мошенники в этом отношении, мы заберём лицензию на недропользование и заставить их, может быть, даже восстановить эти дороги, которые по их вине были разрушены.

Спасибо, Алексей. Кстати, мы отправляли запросы крупным компаниям, в том числе той, что строит платную трассу Петербург-Москва. К ее перевозчикам, мы об этом говорили в начале программы, есть претензии. Однако темой - грузовой перевес - в руководстве компании пока не вдохновились. И от разговора ушли

 

Приозерский район, федеральная трасса «Сортавала».

После того, как открыли новые карьеры в соседней Карелии - «нарушителей с перевесом» становится больше.

Но стоит появиться посту весового контроля - большегрузы сворачивают на обочины. Действуют по принципу - лучше день потерять, чем платить высокие штрафы.

 С перегрузом вы никого не поймаете, какой дурак поедет на весы, чтобы попастьсяю.

- Скажите, говорят, что вы сейчас тут стоите и ждёте, пока уедет пост весового контроля.

На трассе «Скандинавия» сейчас проверяющих нет - лесовозы несутся уверенно. Но как только на дежурстве появятся сотрудники Ростехнадзора - дальнобойщики спрячутся.

Роман Оников, зам. начальника отдела контроля автомобильных перевозок Северо-Западное Мугадн:
- Одна машина проехала, взвесили с нарушением, больше самосвалов нет. - Все спрятались на подъезде? - Да, все спрятались на подступах, стоят там, ждут.

По правилам, штрафовать за перевес можно только на спецплощадках. Нельзя ловить нарушителей тайно - проверяющие должны быть в служебной форме. Так что разведка у дальнобойщиков проблем не испытывает - тем более, в каждой фуре на общую частоту настроена рация.

– Ребята, стоит ещё пост на «Скандинавии»? Ну чё, стоят, телевидение приехало, снимают. А когда уезжать собираются, не знаете? -После шести, говорят.

Роман Оников, зам. начальника отдела контроля автомобильных перевозок:

- Эффективность, конечно, есть. То есть за то время, что автомобиль там целый день простоял, он бы мог съездить в два рейса, автомобиль бы принёс хозяину прибыль, он эти два рейса не сделал. Эффект есть, но не такой серьёзный как хотелось бы.

На региональных дорогах ситуация не лучше. После введения системы «Платон» многие грузовики ушли на областные магистрали. Это одна из них. Дорога Молодёжное-Верхнее Черкасово. За два года несколько участков разбили до основания.

Сергей Медведев, начальник ДРЭУ:

- Дорога проектировалась в семидесятых годах и, конечно же, не предназначена под такой тяжёлый груз. С 1 апреля этот участок дороги реконструируют, будут укладывать новое покрытие, будут делать выпускные трубы, опилку участков, но чтобы потом сохранить эту дорогу, надо принимать какие-то решения. Если это всё останется также, то мы увидим тот же самый результат.


С весовым контролем на областных магистралях ещё сложнее. Сотрудники дорожного комитета вправе проверять грузовые машины только с ГИБДД. Раньше нарушителей останавливали, где придётся. В итоге, водители оспаривали штрафы в суде. Теперь автоинспекция поставила условие, проверять, как и положено, только на специальных площадках. Они на дорогах региона вроде бы есть, но до конца еще не обустроены.


Алексей Курчаков, заместитель директора ГКУ “Ленавтодор”:

- Плохо ли, хорошо, но мы работу по организации площадок всё равно проводили. То есть они есть? Как таковые площадки есть. Ну, замечания какие были. В основном по отсутствию освещения. Мы эту проблему решили.  Если в прошлые годы нам заявляли об отсутствии площадок, то сейчас другие требования выдвинуты. Почему мы не представили в их адрес сертификат и паспорт поста, ну раньше таких вопросов не возникало, и в общем- то мы не видим в этом необходимости.


В любом случае классическую схему контролировать перевозчиков - областные власти считают устаревшей. И собираются развивать динамическую систему взвешивания на дорогах. Это когда вес грузовиков определяют автоматически во время движения. Такой контроль уже есть на некоторых федеральных дорогах, а также в Вологодской области. Появится автоматика и на магистралях Ленобласти, в начале - ее установят на десяти самых перегруженных трассах. Новая система помешает водителям бегать от закона. Не поможет и привычная разведка и даже рация - на родной частоте.

Лента новостей