Найти

Сложный маневр. Приземление среди проводов и рекламных щитов. Пилоты санавиации о том, как сажали машины у «Техноложки»

Помощь пострадавшим предложила и санавиация.

 Впервые в столь экстремальных условиях сажали машины - провода, рекламные щиты, ограниченное пространство. Пилоты доказали - это возможно. Появление вертолетов - эти кадры тиражировали СМИ - придавало уверенности - для спасения людей сделают все возможное. И хотя уже потом стало известно - помощь санавиации 3 апреля не пригодилась, скорые справлялись, вертолеты на проезжей части в центре города стали частью трагичной реальности.

В послужном списке Сергея Обухова сотни экстренных вылетов и десятки спасённых жизней. Он сажал вертушку с медицинским модулем на кольцевой и в самых далёких уголках Ленинградской области. А неделю назад сделал то, что раньше казалось невозможным.

Сергей Обухов, летчик: 
- В городе очень много проводов. Вся проблема в этом. Причём провода не только троллейбусные, там ещё очень много мелких проводов, тонких – интернет, телефон, – которые идут между зданиями. Вот это создаёт трудности.

Опытный пилот тот день запомнит навсегда. Вертолёты санавиации как всегда дежурили в этом ангаре на окраине Петербурга, когда поступил сигнал о взрыве в метро. Через считанные минуты Сергей с бригадой медиков на борту преодолел полгорода и посадил вертолет на Московском проспекте.

Кадры, которые сняли очевидцы, напоминают голливудский боевик. Санавиация в центре Петербурга. Неподалеку вскоре приземлится и второй вертолет - хотя повсюду препятствия - провода, рекламные щиты и люди.. Но, как оказалось, лётчики были готовы заранее, сесть практически в любом месте.

Дмитрий Козырев, руководитель проекта «САНИТАРНАЯ АВИАЦИЯ»: 
- Мы непосредственно на эти места выезжали, пешочком обходили, я лично смотрел: здесь получше, здесь похуже. Я не скажу, что я все станции метро прошёл, но основные, центральные, – в том числе Технологический институт, – я представлял, что мы можем там сесть.

Несколько лет назад была ещё стажировка в Канаде и Франции -каждого пилота учили именно этим навыкам: сажать легкий вертолет в тяжелых городских условиях. У каждой машины свои характеристики. Универсальные знания здесь не главное. Поэтому недельный курс провели прямо на заводах, где собирали эти два аппарата.

Врач: 
- Пришли, положили, расстегнули ремни

Бортовой врач Михаил Воронцов показывает, с какой скоростью можно погрузить пострадавшего в вертолет.

Михаил Воронцов, врач анестезиолог-реаниматолог:
- На практике вдвоём пациент фиксируется, по моему опыту, 20-30 секунд. Всё, он пристёгнут. Дальше на месте всегда есть сотрудники МЧС, прохожие, зеваки, люди с сотовыми телефонами, которые берут эти носилочки за ручки, вместе с пациентом подносят к вертолёту и вот таким вот образом его туда загружают. Дальше работаем мы.

По правилам сначала реаниматологи останавливают кровотечение, и лишь затем вертолет взлетает. Места в салоне мало, потому за пациентом следят по-особому.

Михаил Воронцов, врач анестезиолог-реаниматолог: 
- В случае чего мы работаем примерно вот так: второй сидит здесь. Вот голова пациента, голова пациента там. В подавляющем большинстве случаев, да и во всех случаях, после того, как мы погрузили его в салон и пристегнули к щиту, работать с животом-ногами нам не нужно. Нам в 99% случаев нужна голова и грудная клетка.

Медицинский модуль, объясняют врачи, один из лучших. Есть всё, чтобы несколько часов поддерживать жизнь: аппарат для искусственной вентиляции легких, кардиокомплекс, дефибриллятор...

Александр Бриус, корреспондент: 
- Несмотря на то, что вертолёт совсем небольшой, внутри достаточно шумно, поэтому все, кто находится в салоне должны носить особые наушники вот с таким микрофоном, для того, чтобы слышать друг друга. Их надевают даже на пациентов.

Учитывая скорость этих вертушек - свыше 200 км/ч, санитарная авиация порой просто незаменима. В марте этой службе исполнилось три года. Спасены сотни жизней - это пациенты, которых доставляли в Петербург из Ленобласти, а также пострадавшие в ДТП на кольцевой. Транспортировка из любой точки КАД до НИИ Джанилидзе, говорят пилоты, составляет не больше шести минут. После взрыва в перегоне метро стало ясно, что и в центре Петербурга теперь можно рассчитывать на помощь с неба.

 

 

 


Петербургу - оценивать новые возможности санавиации. В области - она давно безоговорочна. В 47 регионе медицинские авиабригады - за последние три года стали безусловной необходимостью. Количество вылетов растет. В пилотном 14 году - их всего 19. Из бюджета тогда истратили 2,5 миллиона рублей. Один из первых спасательных полетов - из Тихвина в областную клиническую больницу Петербурга всего за 50 минут доставили женщину с тяжелой формой инсульта. В 15 году - уже 119 вылетов. Увеличиваются и расходы. 43 миллиона заплатили санавиаторам. Их теперь с постоянством вызывают на серьезные ДТП - апрель 15-го - с фурой столкнулся микроавтобус с воспитанниками детского дома в Бокситогорском районе. В этом же апреле, в выборгском Глебычево, санавиация эвакуирует тяжело пострадавших пассажиров автобуса, который был протаранен поездом. 16 год - рекордная цифра - 190 вылетов и рекордные расходы - 66 миллионов рублей. Пострадавших в ДТП теперь быстро доставляют в петербургские клиники.

В области говорят, экономить на санавиации не будут, если речь идет о спасении жизней. Хотя, безусловно - расходы для бюджета большие. В среднем один вылет медицинского вертолета, его регион заказывает у частной компании, в прошлом году обошелся в 300-350 тысяч рублей. В расчетах отталкиваются от стоимости летного часа - а он примерно 120 тысяч, но так как расстояния большие, часа на спасательную операцию, как правило, мало.

Олег Эргашев, главный хирург комитета по здравоохранению Ленобласти:
- Мы смогли оказывать помощь при остром коронарном синдроме за 120 минут, как того требуют документы. То есть пациенты от момента получения заболевания до оказания помощи теряют совсем мало времени. И в это время в вертолете может производиться работа в процессе движения. У нас практически каждый день вылетает вертолет для оказания помощи. И это не предел, мы можем увеличить этот объем. Я думаю, вылеты могут быть и чаще, два раза в сутки. Вступая в проект, мы просчитали все риски, целесообрахность, и решили. Что лучше приобретать услугу. Иметь свой вертолет – намного дороже.


Что правильнее, санавиация государственная или частная - в Москве, к примеру, авиационный центр - учреждение казенное - это вопрос на потом - к аналитикам. Сейчас важно - в сложных ситуациях помощь придет. Вспомните 2009 - крушение «Невского экспресса» на границе Новгородской и Тверской областей. Тогда в результате теракта погибли 28 человек, 132 были ранены. Скорые не могли проехать по грунтовой дороге к месту крушения, ближайшие больницы были далеко - пострадавшие несколько часов ждали медиков. Вертолеты МЧС прибыли на место трагедии лишь на следующе утро. Уже тогда в 2009 говорили о необходимости создания медицинских авиаотрядов, имеющих в арсенале легкие вертолеты, которые можно посадить практически в любом месте. В пилотный проект санавиации Ленинградская область вошла потом одной из первых. Вертолетные площадки теперь есть в Луге, Всеволожске, Лодейном поле, Тихвине, Гатчине, Выборге. Там где их нет - под них приспособили пространство - вертолет в Кингисеппе медики сажали на стадионе, а в Сланцах - на поле недалеко от больницы.

 

Лента новостей